«Променяла химию на гимнастику», - Ирина ЛЕПАРСКАЯ. И «нахимичила» до звания заслуженного тренера, возглавляющего сборную Беларуси

Родилась она в Новороссийске, но вот уже более тридцати лет живет в Минске, из которых более десяти  возглавляет национальную сборную Беларуси по художественной гимнастике. Среди ее воспитанниц – Марина Лобач, Татьяна Огрызко, Лариса Лукьяненко, Ольга Гонтарь, Евгения Павлина, Юлия Раскина, Инна Жукова.
Специально для «СВ» заслуженный тренер Беларуси рассказала, почему она оказалась в Синеокой, как уговаривала вернуться в зал будущую олимпийскую чемпионку Марину Лобач и зачем взяла под свое крыло невостребованную в России Инну Жукову.

– Быть тренером я изначально не собиралась, – вспоминает Ирина Лепарская. – Аттестат у меня был хороший – только одна четверка по русскому языку. Из всех школьных предметов больше всего обожала химию. Вот и решила поступать на химический факультет в тогда еще Ленинградский университет. Но подружки меня отговорили: мол, на этом факультете ничего интересного – учатся одни девчонки, сидят и реактивы нюхают, вредные для здоровья. Меня это так напугало, что я решила: ну ее, эту химию, пойду на звукорежиссера. Но на экзамене по математике мне выпал заранее провальный билет. Провальный для меня. Там были интегралы, а мы их в школе  вообще не проходили, потому что учились по старой программе. Я вернулась домой расстроенная: как это я, отличница, и не поступила! Но горевала недолго: ладно, думаю,  в этом году не получилось – в следующем обязательно поступлю. Но теперь уже... в иняз. А пока решила поработать, ведь деньги нужны были. Вспомнила о своем гимнастическом прошлом и стала заниматься с девочками в Доме офицеров. Во время занятий с детьми я поняла: это мое. И решила: больше никаких шараханий, если поступать, то только в институт физкультуры на тренера. Из 30 возможных баллов при поступлении я набрала максимум.
– Почему вы выбрали вуз в Минске?
– Здесь жили родители отца: их, москвичей, направили в Минск по работе – делиться опытом. Моя бабушка, кстати, собрала первый подшипник на Минском шарико-подшипниковом заводе. А дедушка спроектировал одно из минских зданий.
– После окончания института вас распределили в райцентр Смолевичи. Много желающих нашлось заниматься художественной гимнастикой?
– Когда мне сообщили, что на меня пришел запрос из Смолевичей, я даже не знала, что это за город. Расстроенная, взяла билет на электричку, но вместо райцентра приехала... в Смиловичи под Минском. Перепутала направления. Вся в слезах вернулась в Минск и взяла новый билет. Откровенно говоря, условия в Смолевичах были не из лучших. Мне пришлось два года жить в кабинете директора спортивной школы. По ночам спала на столе в спальном мешке – от крыс спасалась. Детей, чтобы отработать ставку, мне действительно не хватало. Нужно было 36 человек. Пришлось самой ходить по домам и собирать группу со всей округи.  Разыскала даже тех девочек, которые когда-то занимались гимнастикой, но потом бросили. Среди них оказалась и 9-летняя Марина Лобач (в будущем олимпийская чемпионка Сеула). Правда, когда я пришла к ней домой, она ни в какую не хотела снова тренироваться. «Я уже и так всему научилась, кувырок даже делать умею и обратно не пойду», – упрямилась она. Но мне удалось все же уговорить Марину вернуться в зал.
– Когда вы разглядели в ней талант и поняли, что она станет великой спортсменкой?
– Наверное, на республиканских соревнованиях между спортивными школами в Слуцке. Там Марина заняла первое место и получила первый разряд. Специалисты в один голос заявили, что я должна показать эту девочку в Минске. Но она сама от этой идеи была не в восторге. «Везите-везите, а я потом все равно домой убегу», – пообещала она мне. Чтобы Марина не убежала, как обещала, я целый год ездила вместе с ней в Минск. Там она могла тренироваться в нормальных условиях.
– История вашего знакомства с будущим супругом очень романтичная…
– Да, Саша влюбился в меня по фотографии. А было так. Летом в нашей спортивной школе разместили пионерский лагерь. Мой будущий муж приехал в Смолевичи в гости к своему другу-вожатому, а кровати для вожатых поставили как раз в моем кабинете. На рабочем столе остался мой комсомольский билет с фотографией. Саша заглянул в него и – понял, что пропал. Когда мы встретились в школе, он сделал мне предложение. Но я, естественно, не восприняла это всерьез. Саша год ездил в Смолевичи, убеждал, что хочет жениться только на мне. И уговорил-таки. И вот уже 28 лет мы живем вместе. И даже работаем рядышком – через стенку. Муж – директор фитнес-центра, где наши спортсмены занимаются общефизической подготовкой. Так что в Смолевичах я нашла и мужа, и будущую олимпи-
йскую чемпионку. А ведь страшно не хотела туда ехать после ин-
ститута...
– Ирина Юрьевна, признайтесь, вам нравится современная гимнастика? Ведь она стала слишком динамичной и техничной...
– Нравится все больше и больше с каждым годом. Белорусская школа всегда отличалась художественностью, чистотой исполнения элементов, музыкальностью. И мы стараемся продвигать именно эту гимнастику, по которой ностальгируют очень многие. Но только делаем мы все это на хорошей скорости, что и диктуют современные правила. Теперь зато никто не усомнится: гимнастика – это спорт и очень трудный и он заслуженно входит в программу Олимпийских игр. Я не соглашусь с теми, кто считает, что на соревнованиях все заранее знают, кто из гимнасток станет призером. Будь все настолько очевидно, не завоевала бы наша Инна Жукова “серебро” на Олимпиаде в Пекине.
– Инна Жукова, как и вы, родилась в Краснодарском крае. Как получилось, что вы обратили внимание на свою землячку, ставшую впоследствии первым номером белорусской сборной?
– Инна занималась у моего первого тренера. Она-то и попросила меня взять Жукову, чтобы помочь ей. Тогда трудно было увидеть в Инне будущего призера Олимпийских игр. Ведь на тот момент она была в третьем десятке на первенстве России, поэтому ее так спокойно и отпустили в Беларусь.
– Откройте секрет – как воспитывать чемпионок?
– Для этого должно совпасть много факторов, как в кубике Рубика. Яркий пример – Оля Гонтарь. Хотя добиться многого в спорте у нее не получилось из-за травмы, она стала эталоном в гимнастике. До сих пор, когда появляется способная девочка, про нее сразу говорят: «Это – вторая Гонтарь». И в то же время есть пример Инны Жуковой, которая даже с травмой спины смогла стать серебряным призером Олимпийских игр. После этого Ирина Винер сказала мне, что больше никого не отпустит в Беларусь.
– Вы уже более 10 лет возглавляете белорусскую сборную. Что, на ваш взгляд, нужно сделать для дальнейшего развития гимнастики?
– Мы ждем центра, который нам обещали построить к 2012 году по распоряжению Президента страны. Конечно, за столько лет мы уже прикипели к старому зданию. Здесь многое сделано нашими руками. Но чтобы Беларусь продолжала на равных конкурировать с сильными гимнастическими державами, нам нужна хорошая инфраструктура, которая будет в этом центре. А значит, нужен центр. С нетерпением ждем, когда он появится...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter