«Пришел трактор на делянку, вырубил ее, убрал…»

Лауреат  Ленинской  премии  Владимир  Коробкин  ставит  специальные  лесные  машины  МТЗ  —  харвестеры,  форвардеры  —  не  ниже  зарубежных  аналогов. На чисто бытовом уровне Минский тракторный у всех нас раз и навсегда ассоциируется  со знаменитыми и вездесущими колесными тракторами, о которых, в том числе и новом их модельном ряде, пишется и говорится немало.

 

 

 

И немногие, разве что сами разработчики, специалисты
в области машиностроения и потребители, знают, что предприятие давно и весьма успешно конструирует, создает опытные образцы и потом запускает в серию  технику специальную. Что это за техника, зачем и для чьих нужд производится, по просьбе корреспондента «Р» рассказывает главный конструктор — начальник ОКБ Минского тракторного завода лауреат Ленинской премии доктор технических наук Владимир Коробкин.

— После известных событий девяностых годов, механо-сборочное производство, которое работало на оборонный комплекс, осталось без заказов, а люди соответственно  без работы, — делает краткий экскурс в прошлое Владимир Андреевич. – Вот тогда-то, вместо того чтобы закрывать производство и увольнять людей, мы разработали программу создания на базе тракторов и тракторных узлов специальной техники. Имелось ввиду, что это позволит наращивать объемы выпуска тракторных узлов и самих тракторов, и значительно удешевить вновь создаваемые машины, ускоренно продвигать их на рынки, благодаря уже существующим товаропроводящей сети и сервисным службам. Еще один аспект. Сегодняшняя продукция завода ориентирована исключительно на сельское хозяйство. Во  всех странах, в том числе и в Беларуси, оно, во-первых, дотационное, в финансах на покупку техники ограничено, во-вторых, сезонное, тогда как завод просто обязан работать ритмично.

— Значит, если я правильно вас понимаю, нужно было не только эти самые специальные машины создать, но и найти платежеспособных заказчиков?

— Совершенно верно. И первым, кого мы нашли, был «Беларуськалий». Вспомогательные машины для доставки людей от ствола до забоя, ремонтные, пожарные комбинат покупал у западных производителей. Мы разработали для них целый комплекс вспомогательных машин, а это так называемые «минки» для доставки людей в штреки, ремонтные, пожарные и так далее. И сегодня у комбината нет необходимости тратить на эти цели валюту. Кстати, пожарные машины пользуются спросом и на Соликамском, и Березниковском рудниках России.

Далее мы создали коммунальные машины на базе тракторов и специальное коммунальное шасси Ш-406.

Со временем, после успешного сотрудничества с горняками, строителями и коммунальщиками, пришло понимание, что самым перспективным направлением для нас может стать лесная отрасль, – треть территории нашей страны покрыта лесом, объемы его заготовок растут, а технику для этого никто в республике не производит.

— Зная, как организован сам процесс лесозаготовок, какие технологические операции при этом выполняются, могу предположить, что речь должна идти не об одном конкретном агрегате, а о целом комплексе специальных машин?

— Именно эту задачу мы перед собой и поставили, когда совместно с Министерством лесного хозяйства, концерном «Беллесбумпром» и российским НИИ лесной промышленности взялись за эту работу. Первой нашей машиной был трелевщик ТТР-401 на базе трактора МТЗ-82 неплохо, кстати, себя зарекомендовавший. Потом появилась трелевочная машина МЛ-127  с формулой 4х4 и большими колесами. Потом мы создали МЛ-354 – форвардер грузоподъемностью 5—6 тонн. Следующий форвардер, МЛ-131, уже имел грузоподъемность до десяти тонн с колесной формулой 6х6.

— Владимир Андреевич, извините, растолкуйте и мне, и читателю, что это за агрегат такой – форвардер. И еще. Хотя в вашем конструкторском послужном списке числятся уникальные разработки, неужели все так просто, как вы сейчас рассказываете, – захотел, придумал, воплотил?

— Если о первой части вопроса, то, кроме форвардеров, я намерен рассказать и о харвестерах. Так вот, если коротко и  предельно упрощенно, то харвестер пилит лес, обрезает сучья и режет его на мерные отрезки (сортименты), а форвардер – на себе их вывозит. Что касается так называемой простоты. Создать идеальную конструкцию теоретически можно. Воплотить свой замысел  в металле значительно труднее. Мы, к примеру, первые свои машины начали делать совместно с Россией, предусматривалось, что на них  будут устанавливаться манипуляторы и тандемные тележки именно российского производства. Сделали первые совместные образцы,  начали испытывать и эксплуатировать их. Оказалось, что тандемные тележки просто рассыпаются, а манипуляторы имеют много замечаний. Пришлось разработать конструкцию собственной тележки, а это довольно сложный узел. Манипуляторы по желанию заказчика стали ставить импортные, словенские. Сейчас, когда в состав нашего завода включен и Мозырский машиностроительный,  некоторые узлы манипуляторов делаем сами, некоторые в кооперации с западными коллегами. Следующим  нашим агрегатом в  системе машин для всех технологий заготовки древесины стал харвестер МЛХ-434. Замечу, что харвестерное оборудование ни в России, ни в Беларуси не выпускается. Пришлось комплектовать их тем же финским и шведским оборудованием, которое применяют сегодня лидеры машиностроения в этой отрасли.

Таким образом, сегодня мы выпускаем лесные машины трех мощностных рядов – 105, 120 и 150 лошадиных сил. На повестке дня стоит новый вопрос. В Беларуси, в Брестской области, к примеру,  очень много заболоченных лесов. В них – очень много ценной ольхи, вывезти которую практически невозможно. Работаем над созданием мини-канатной дороги, которая позволила бы вытрелевывать эту древесину в полуподъемном состоянии.  Параллельно создаем комплекс, состоящий из харвестера на базе трактора «Беларус 1221» и форвардера МЛПТ-461.1 исключительно для рубок ухода. Комплекс будет относительно дешевым, потому что для харвестера использована база серийно отработанного трактора 1221. Форвардер, состоящий из трактора Л82.2 и полуприцепа грузоподъемностью 9 тонн, для таких рубок уже создан.

— На недавнем совещании в Ивацевичах Президент страны Александр Лукашенко потребовал, чтобы уже с нового года работа в лесу была организована по-новому. Что здесь ложится на ваши плечи?

— Лесозаготовители должны, выполняя требования Президента, работать так: пришли на делянку, вырубили ее, убрали деловую древесину и порубочные остатки, оставив после себя площадь, готовую для лесовосстановительных работ. На наших плечах – обеспечение техникой этих работ, кроме лесовосстановительных. Во время этого совещания мы показали в работе наши современные форвардер МЛПТ-364 и харвестер МЛХ-434 с гидромеханической трансмиссией и современным рабочим оборудованием, форвардер МЛ-131, который вывозит сортименты после вальщиков, трелевочную машину на базе трактора 1221 с шеститонной лебедкой и специальный трелевщик МЛ-127, которые работают на трелевке хлыстов. В принципе, у нас остался только один незакрытый вопрос – порубочные остатки и щепа. К концу этого года мы покажем две рубильные машины для заготовки топливной щепы, производительностью не менее 25 и 40 кубометров щепы в час. Одна машина будет работать от вала отбора мощности трактора, вторая имеет автономный двигатель. Их серийное производство планируем начать с 2008 года.

Мы считаем, что нашими машинами можно смело выходить и на международные рынки. Сегодня, например, мы имеем деловое предложение от  правительства Свердловской области. Россияне хотят, чтобы к ним вошли белорусы с новыми разработками, а не иностранцы с подержанными машинами, которые через два-три года уже и ремонту не подлежат. Хорошо показали себя наши машины в Карелии — по производительности и надежности они ни в чем не уступают зарубежным аналогам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter