“Нести свою ответственность перед людьми и государством”. Скоро ровно год, как приступила к работе Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва.

Что же сделали депутаты на законодательном поприще? В чем польза принятых ими законов? Какие проблемы сейчас в центре внимания парламентариев? С этими и другими вопросами “НГ” обратилась к Председателю Палаты представителей Владимиру АНДРЕЙЧЕНКО.

— Владимир Павлович, с какими иллюзиями вам пришлось расстаться за прошедший парламентский год?
— Иллюзиями? Их у меня не было, так как я в парламенте не новичок. Сенаторский опыт двенадцатилетней работы в Совете Республики плюс депутатский в Верховном Совете БССР двенадцатого созыва и в местных Советах депутатов вкупе с многолетним опытом работы в должности председателя Витебского облисполкома — это, согласитесь, достаточно прочная основа, чтобы быть реалистом не только в политике, экономике, законотворчестве, но и вообще в жизни.
Если имеете в виду кавалерийский наскок, шапкозакидательство, то есть настроенность на простое и быстрое решение непростых, порой многослойных, законотворческих и других задач, то такой подход мне не присущ. Как и моим коллегам-депутатам.
 — В этом смысле вам как руководителю депутатского корпуса, вы полагаете, повезло?
— Несомненно, это так. С первых дней нашей парламентской работы мы стремимся утверждать прагматичный, рациональный подход и в законотворчестве, и в международных контактах, и в осуществлении своих депутатских полномочий в избирательных округах.

— Выступая 27 октября 2008 года на первой сессии новоизбранной Палаты представителей с программной речью, вы, помнится, сказали, что времени на раскачку у депутатов нет, надо сразу включаться в полноценную, интенсивную работу. Насколько это удалось?
— В парламентскую жизнь депутаты включились, я считаю, довольно органично, сразу занявшись главным, ради чего и пришли в Палату представителей, — законотворчеством. Уже на первой сессии было принято 20 законопроектов, из них половина — во втором чтении. Вторая сессия завершилась еще более продуктивно: мы приняли 35 законопроектов в первом чтении и 40 — во втором. На проходящей в настоящее время третьей сессии правовая база наращивается. Новому депутатскому составу предстоит принять самый главный Закон нашей страны — “О республиканском бюджете на 2010 год” и вместе с ним — Особенную часть Налогового кодекса, а также решить судьбу ряда других законодательных инициатив, направленных на дальнейшее социально-экономическое развитие Беларуси и укрепление ее безопасности. Законотворческий процесс идет в заданном ритме, по-деловому.
— Это своего рода страховочная сетка от абстрактных дискуссий?
— Точнее сказать — это оселок для последовательной, комплексной работы по траектории координат, определенных главой государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию. Выход на качественно новый уровень законодательных решений — вот что мы поставили на первый план. Эта высокая планка требует соответствующего характера и стиля работы Палаты представителей. Конструктивизм, деловитость и слаженность здесь, по моему убеждению, — ключевые факторы. Они позволили нам добиться неплохих законотворческих результатов, хотя перед нами еще очень много задач.
— Какие правовые новшества в широкой палитре законопроектов, принятых новым депутатским составом Палаты представителей, вы считаете, в общем, наиболее существенными?
— В ряду наиболее существенных я отметил бы законодательные нововведения по либерализации экономики, оптимизации условий хозяйствования, дальнейшей дебюрократизации общественной жизни, обеспечению конституционных прав граждан.
Так, мы зафиксировали в законодательстве меры, усилившие защиту прав владельцев товарных знаков и знаков обслуживания, упростившие порядок проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями валютных операций, а также установившие гарантированное возмещение физическим лицам их банковских вкладов. Определена правовая основа создания и деятельности товарных бирж, проведена корректировка законов в части упрощения процедур регистрации субъектов хозяйствования.
В законодательстве о природопользовании и экологии установлены четкие требования к охране атмосферного воздуха, в том числе в части регулирования выбросов загрязняющих веществ, и к проведению государственной экологической экспертизы.
К числу наиболее значимых правовых инноваций социального характера я отнес бы поправки в закон о лекарственных средствах, которые позволят улучшить качество лекарств, а также упорядочить их реализацию, что особенно важно для жителей сельской местности.
Что еще? Расширены права работников на охрану труда, связанные с обеспечением безопасности, предупреждением производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Урегулирован ряд вопросов социальной защиты инвалидов, направленных на более полное использование инвалидами своих прав и личностных возможностей.
Выделю также ратификацию ряда международных договоров и соглашений по вопросам сотрудничества в области безопасности, правовой помощи, налогообложения, инвестиций, автомобильных перевозок пассажиров и грузов, в таможенной сфере, работающих на развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами и укрепление Республики Беларусь.
Я назвал, разумеется, только некоторые из принятых нами законодательных решений. Хотя одни из них имеют точечный характер, а другие комплексный, системный, все они полезны тем или иным сферам общественной жизни и нашей стране.
— Есть ли основания говорить о профессионализации Палаты представителей, ведь депутаты работают на профессиональной основе?
— Парламентская работа на профессиональной основе не является профессией. Состав депутатов в каждом созыве значительно обновляется. Но, безусловно, законотворчество требует определенной профессионализации, то есть овладения специальными нормотворческими знаниями и углубления общей эрудиции, поскольку законотворческий процесс достаточно трудоемкий и прежде всего интеллектуально. Если с этой позиции оценивать сделанное нами на правовом поле, то могу сказать, что за прошедший год депутаты, избранные в парламент впервые (а их большинство), научились работать грамотно и четко. Проводится серьезная экспертиза законопроектов, к которой мы привлекаем специалистов-практиков, ученых, общественные организации. В программе учебы депутатов сделан акцент на изучение практики применения законодательства, причем занятия нашего постоянного семинара проводятся с выездом в регионы, где на базе предприятий, хозяйств, учреждений и организаций мы обсуждаем действенность ранее принятых законов, а также правовые новшества проектов новых нормативных актов.
Смысл законотворчества в том, по-моему, и состоит, что над созданием законов необходимо работать творчески. А где черпать новые идеи для правовой регламентации назревших проблем, как не в регионах, в трудовых коллективах, у наших избирателей, иными словами — у самой жизни? Это неисчерпаемый источник, в котором мы, во-первых, находим ответы на многие вопросы законотворческой работы и, во-вторых, определяем адекватность правовых решений потребностям людей, конкретных общественных сфер, интересам нашей страны. Он, по моему мнению, и формирует парламентский профессионализм депутатов Палаты представителей. Кроме того, он позволяет депутатам более оперативно определять свой вердикт той или иной законодательной инициативе.
— Пришелся ли “ко двору” новому депутатскому корпусу опыт трех прежних созывов Палаты представителей? Если да, что вы позаимствовали?
— Для развития парламентаризма необходимы не только новые люди и свежие идеи. В не меньшей мере необходима преемственность депутатского состава и сложившихся традиций. Я в этом глубоко убежден. Очень важно, что эта преемственность сохранена. 30 нынешних депутатов работали и в Палате представителей третьего созыва. Это один плюс. Он обеспечил нам быстрое вхождение в интенсивный законотворческий процесс. Другой плюс — мы начинали не с нуля, так как нашими предшественниками была сформирована солидная правовая база. Есть на что ориентироваться. Еще один большой плюс — традиция конструктивного взаимодействия с главой государства Александром Григорьевичем Лукашенко, с Администрацией Президента, Советом Министров и Советом Республики, от чего в решающей степени зависит эффективность всей законодательной деятельности. Мы эту традицию укрепляем. Используем также опыт организационного, правового, технического и информационно-аналитического обеспечения работы Палаты представителей.
— Прошедший парламентский год был для депутатов не только годом пробы своих сил на правовом поле, но и в международной и межпарламентской деятельности. Палата почувствовала свою причастность к реализации внешней политики нашего государства?
— Опять-таки, мы опираемся на уже наработанный опыт. Нашими предшественниками создана довольно объемная международная нормативно-правовая база, установлены широкие межпарламентские связи. Продвигаясь по этому треку вперед, мы развиваем договорно-правовую основу и парламентскую компоненту международных контактов. Ратифицировано 22 международных договора и соглашения. Депутаты работают в составе постоянных делегаций Национального собрания в 12 межпарламентских структурах, в межпарламентской комиссии и рабочих группах Национального собрания по сотрудничеству с парламентами 41 государства мира.
В Палате представителей состоялся ряд международных встреч. Прошли переговоры с Председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ Жоау Соарешем, делегацией Парламентской ассамблеи Совета Европы, а также с парламентариями 15 государств, в том числе с законодателями Финляндии, Чехии, Вьетнама, Королевства Бахрейн, Франции, Италии, Украины, Эстонии и Азербайджана. Депутаты приняли участие в большом количестве международных мероприятий по линии межпарламентских организаций, включая Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, парламентские структуры ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, ОБСЕ и Совета Европы.
Оглядываясь на стремительно пролетевший парламентский год, могу сказать, что мы почувствовали не только свою причастность к реализации внешней политики Республики Беларусь, но и наработали определенный опыт развития международных связей. Причем как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Важно, по моему мнению, что у депутатов сформировался активный интерес не просто к парламентской дипломатии как таковой, а к продвижению наших национальных интересов на международной арене. Значит, мы сможем умножить наш вклад в эту очень необходимую для страны работу.
— Что в парламентской дипломатии, на ваш взгляд, самое главное?
— Торгово-экономическая и политическая польза для государства.
— Рассчитываете ли вы на конструктивный подход Парламентской ассамблеи Совета Европы к восстановлению Национальному собранию Беларуси статуса специально приглашенного?
— Позиция Евросоюза и Европы в целом в отношении Беларуси становится более позитивной, прагматичной. Есть основания полагать, что реализм и понимание в итоге возобладают. Это касается и парламентского измерения. При таком подходе “Восточное партнерство” станет действительно новым взглядом ЕС на международную повестку. Началом движения к настоящему добрососедству, отвечающему характеру современных кризисов и интересам укрепления механизмов международного сотрудничества, в том числе парламентских.
— Немалых усилий нашего Национального собрания требует и совместная работа с парламентскими структурами стран СНГ, прежде всего в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. В чем здесь наш парламентский интерес?
— Он такой же, как и у наших партнеров, — реальные социально-экономические потребности развития страны, обеспечение которых в значительной мере зависит от выполнения интеграционных проектов и развития полезных контактов.
Несмотря на существующие проблемы в союзном строительстве, Республика Беларусь и Российская Федерация уже прошли большой путь интеграции — прежде всего в экономике, военно-техническом сотрудничестве, обеспечении социальных прав граждан Союзного государства и в гармонизации национальных правовых систем. Депутаты Палаты представителей нынешнего созыва, делегированные в нашу депутацию в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, тоже, как говорится, приложили к этому руку. У нас с российскими парламентариями хорошее деловое взаимодействие. В таком деловом ключе мы будем сотрудничать и дальше.
Ряд важных и конкретных интеграционных шагов сделан на парламентской площадке Евразийского экономического сообщества, в которое входят Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В условиях мировых финансово-экономических потрясений ее значимость особенно очевидна. Это было подчеркнуто на недавно состоявшемся в Минске заседании постоянных комиссий Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС. В актуальной повестке Евразийского экономического сообщества сейчас такие вопросы, как создание равных условий для производства и продвижения товаров на рынки входящих в него стран, формирование единой таможенной территории и в рамках этой организации — Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Поэтому в центре внимания парламентариев находится обеспечение совместных проектов соответствующей договорно-правовой базой, оперативное осуществление внутригосударственных ратификационных процедур по достигнутым договоренностям. Речь уже идет не просто о модельных законах рекомендательного характера. Законодатели государств ЕврАзЭС сосредоточены в своем взаимодействии на проведении единой правовой политики по важнейшим направлениям экономического сотрудничества. Здесь напряженно потрудиться предстоит всем.
— Завершая наш разговор, хотелось бы спросить вас, Владимир Павлович, какие личностные качества парламентария являются, по вашему мнению, ключевыми для успешного выполнения депутатских обязанностей?
— Во главу угла я поставил бы ум, гражданскую зрелость, рассудительность, знание жизни, обязательность и, пожалуй, приветливость ко всем.
— Почему, скажите, приветливость?
— Чтобы быть ближе к людям. Эффективным парламентарием, по моему убеждению, может быть только тот, кто глубоко осознает свою ответственность перед людьми и государством.
— Выражаясь спортивной терминологией, у депутатов сейчас первый промежуточный финиш. Как вы полагаете, новая Палата представителей доказала свою состоятельность?
— Мы ничего никому не доказываем. Доказывать и не надо. Надо только активно, на совесть работать.

Да ведама членаў Савета Рэспублікі Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь 22 кастрычніка 2009 г. у 10.00 у зале пасяджэнняў Савета Рэспублікі (вул. Чырвонаармейская, 4) прадоўжыць работу трэцяя сесія Савета Рэспублікі Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь чацвёртага склікання.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter