«…Ибо я живу только для России»

125 лет со дня рождения Ивана Ильина«Всмотритесь и вслушайтесь в пустоту нашей тоски и в темноту нашей скорби: ведь мы сами – живые куски нашей России, ведь это ее кровь тоскует в нас и скорбит, ведь это ее дух молится в нас, и поет, и думает, и мечтает о возрождении», – писал один из величайших философов ХХ века о вынужденно оставленном Отечестве.

Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 года в Москве. Его родители – губернский секретарь и присяжный поверенный округа Московской судебной палаты Александр Ильин и обрусевшая немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион – с детства привили сыну исключительную религиозность, которая впоследствии сильно повлияла на становление его мировоззрения.
Окончив с отличием гимназию в 1906 году, молодой Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он женится на Наталье Вокач, которой суждено будет пройти вместе с Ильиным все тяготы и лишения на чужбине до конца жизни.
Он полагал, что мятежный Февраль – всего лишь «временный беспорядок». Но за этим беспорядком следовала неминуемая катастрофа.
В 1918 году Ивана Александровича арестовывают по подозрению в участии в организации Добровольческой армии, но вскоре он был отпущен на свободу. Тогда в его защиту выступили видные московские ученые, некоторые из которых даже готовы были пойти в заложники на время подготовки Ильиным его магистерской диссертации. Уже в мае того же года Ильин защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».
У Ильина был шанс уехать из России, как это сделали многие из его современников, еще в 1917 или 1918 году. Но он оставался на родине. В своем письме Петру Струве Ильин писал: «Я жил там, на родине, совсем не потому, что «нельзя было выехать», а потому, что Наталия Николаевна и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве – там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери… не уезжают; разве только – оторванные и выброшенные».
В 1922 году Ильина арестовали в шестой раз и приговорили к смертной казни. Но решением президиума ВЦИК казнь была заменена лишением гражданства, конфискацией имущества и высылкой из России. Как и многие другие мыслители былой России, Ильин стал пассажиром печально известного «философского парохода».
Обосновавшись в Германии, в 1923 году он становится профессором Русского научного института в Берлине. В 1925 году увидел свет один из самых знаменитых трудов Ильина – «О сопротивлении злу силой», в котором автор, отвергавший любые формы антигосударственной и анархической идеологии, подверг резкой критике моральный анархизм Л. Толстого.
В 1934 году он был арестован уже гестапо, однако благодаря стараниям Сергея Рахманинова в 1938 году Ивану Александровичу удается уехать в Швейцарию. Но и там жизнь складывалась тяжело: швейцарские власти запретили ему заниматься политикой под страхом возвращения в Германию, он был лишен заработка и, как он сам писал о себе в те годы, оказался «рабом в демократическом государстве».
Свои политические статьи Ильин вынужден был издавать анонимно. Он по-прежнему продолжал заниматься исследованиями, но тяжелая болезнь не позволила реализовать задуманное: в 1954 году Иван Александрович умирает в Цюрихе.
Основной задачей Ильин считал воспитание в русском народе национального духовного характера. «Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, то есть его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой», – писал Ильин.
В своей работе «О сущности правосознания» он сформулировал три «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни любого народа: «закон духовного достоинства», «закон автономии» (гражданин как внутренне свободный ответственный волевой центр, истинный субъект права) и «закон взаимного признания» (взаимное уважение и доверие между другими гражданами и государственной властью).
Будучи убежденным монархистом, Ильин всегда оставался «непредрешенцем», считал, что навязывать монархию народу, «разучившемуся иметь царя», неосмотрительно и вредно. Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских начал с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры». Истинный патриотизм он определял как любовь к духу своего народа, сплоченность в духе любви к Родине.
В 90-е в русскую культуру стали возвращаться имена великих эмигрантов. В 1995-м, в годовщину смерти Ивана Александровича, была проведена научная конференция, посвященная его деятельности. Труды философа стали объектом множества исследований. О его жизни и творчестве был снят документальный фильм «Возвращение». В 2005 году прах Ивана Ильина был перевезен из Швейцарии в Россию: великий мыслитель был с почестями перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве.
В своей автобиографической статье «Что нам делать?» он писал: «Мое единственное утешение вот в чем:  если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они  не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». И здесь он снова оказался провидцем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter