...И звали ее Настася!

Еще до появления на экранах фильма о слуцкой княжне Анастасии начались газетные споры о том, а была ли она в действительности - эта, уже ставшая национальным мифом, легендарная героиня прошлого.
Еще до появления на экранах фильма о слуцкой княжне Анастасии начались газетные споры о том, а была ли она в действительности - эта, уже ставшая национальным мифом, легендарная героиня прошлого. Многие недоумевали: а почему именно Анастасия воплотила в себе идею независимости, благородства и преданности своему краю? Не было разве других героев в XVI веке? Вопросы эти, вовсе не безосновательные, остались без ответа. Посмотрели фильм, порадовались (даже при неизбежных минусах нашего первого "блокбастера" он все же впечатлил всех его видавших) - за державу, за кино, за Светлану Зеленковскую. А что же дальше? Неужели "зависшие" вопросы так и не "отпадут"?

Признаюсь, и я долгое время пребывал в скептическом настроении: ну кто она такая, Анастасия? "Кто тебя выдумал?" Причем "критики" ссылались на какие-то летописи, где строчкой пробегало имя теперь всем известной слутчанки, только если и желаешь проверить эту информацию, то не знаешь как. А любопытство разбирает. Но, как известно, ищите и найдете.

Наши историки, любящие поспорить на острые, зачастую околополитические, темы, в спор о "какой-то" Анастасии не включались. Или нечего было сказать, или некому... По идее, если уж взялись создавать фильм по мотивам исторической легенды, так надо было хотя бы брошюру издать, чтобы пусть без пафоса, но и без излишней учености рассказать "люду посполитому" "who is who Anastasia". А так даже с именем получилась какая-та неразбериха. В русскоязычной прессе, как и в фильме, княжну так и зовут - Анастасия, а вот "Звязда" и "Наша Нiва" "онароднили" Зеленковскую-Слуцкую, сделав ее "Настассяй". Впрочем, несмотря на ухмылки вечно сомневающихся "наблюдателей", оказалось, что звали героиню нашего кино все же почти "па-"звяздо›ску".

Не хочу показаться самым осведомленным, но что касается личности Анастасии, в некоторых вопросах все же удалось разобраться. Помог случай.

Прелесть истории познается тогда, когда есть возможность прикоснуться к ней не через посредничество интерпретаторов - авторов школьных учебников и популяризаторов, а окунувшись с головой - или на раскопе какого-нибудь городища, или в архиве среди документов, которым не одна сотня лет. К сожалению, такая возможность имеется не у каждого. Но не зря изобрел Гутенберг печатный станок - сейчас и грамоту какого-нибудь магната не составит проблемы размножить и сделать достоянием красочного альбома. Древние грамоты издаются в рамках проекта публикации Литовской метрики в Минске и более активно - в Вильнюсе. Благодаря неустанному труду литовских, а в последнее время и белорусских ученых мы можем (если есть желание) сами судить о деяниях прошлого по оригинальным документам. Один из таких и попался мне на глаза в 25-й Книге записей Литовской метрики, опубликованной в Вильнюсе. "Привилеи короля его милости Жикгимонта кнегини Семеновои Михаиловича Настаси Слуцкои..." - как гром среди ясного неба прозвучало в голове. Значит, была, жила, не придумана!

И звали ее Настася! Права была "Звязда", а куда смотрели киношники - это уже другой вопрос. Все-таки нельзя быть неточными в таком деле, ведь не зовем мы Янку Купалу Иваном, а чем же княгиня Слуцкая хуже-лучше? Своя же, не заморская, так пусть бы Настасьей (в современной орфографии) и оставалась.

"Семеновая Михаиловича" - это значит жена князя Семена Алельковича, отца которого именовали Михаилом: здесь будто все ясно. Но с чего бы это сам король и великий князь Жигимонт почтил вниманием досель казавшуюся "провинциалкой" свою подданную Настасю?

Оказалось, речь шла об абсолютно земном предприятии, далеком от мотивов патриотизма и борьбы за свободу. Настасе как человеку своей, феодальной, эпохи требовалось ни много ни мало - земля. Как там было дело в действительности - пусть уж историки постараются на этот раз разобраться, а Литовская метрика гласит, что Настася "била чолом", чтобы заполучить двор Лишков "з дворцомъ, того жъ двора Лишковъского Веисеями, которыи жо двор держалъ здрадца нашъ Михаило Глиньскии". Просила Настася, чтобы ей "тотъ двор дали держати до ее живота". На том их королевское высочество согласилось и пожаловало нашей героине требуемое.

Двор Лишков не исчез с лица земли и его можно отыскать в Варенском районе Литвы - ныне это деревня Лишкява (ударение на последнем слоге). А местечко Вейсеяй в Лаздийском районе Литвы, недалеко от границы с Беларусью, в окружении десятка живописных озер можно отыскать и не на самой подробной карте. Была ли в своих владениях Настася или только дань собирала - это, увы, пока загадка.

Кстати, любопытно, что получила в собственность названные дворы Настася сразу же после событий, знакомых нам по фильму. Михайло Глинский, неравнодушный к слуцкой княгине, после неудавшегося бунта против великого князя убежал в Московию, а все его имущество пришлось делить между преданными Жигимонту боярами. Видимо, Настася довольствовалась властью в Слуцке, не посягая на всю Литву, верой и правдой служила "господару" Жигимонту и не была замечена в антигосударственных интригах, иначе не стояла бы под дарственной грамотой подпись монарха, а также не последних людей в Великом княжестве - воеводы трокского Миколая Радзивилла и воеводы полоцкого Станислава Глебовича. А получила Настася не голую пустыню - "тотъ двор Лишковъ и с тымъ верхуписанымъ дворцомъ Веисеями, и со всими людми сужебъными и тяглыми, и зъ землями пашными и бортъными, и з сеножатьми, и з лесы, и ловы, и с озеры, и с челедю неволною того двора, з данью грошовою и медовою, и куничною, и со всими иными поплатъки".

"Здрадцу" Глинского поминали лихом еще долго. И было за что. Ведь и Настасе насолил мятежный князь, когда бросал своих сторонников штурмовать Слуцк - то ли добиваясь руки прекрасной дамы, то ли ради жажды власти и денег. Впрочем, на этом наша история оканчивается многоточием. Если не считать еще одной королевской грамоты, данной уже сыну Настаси и Семена Алельковича Юрию. Только спустя некоторое время появляется на небосклоне еще одна знатная слутчанка - последняя из Алельковичей Софья, правнучка Настаси, жена Януша Радзивилла, за покровительство православию признанная святой.

Жизнь звезд так манит к себе, что, несомненно, вскоре откроется еще одна дверца и мы снова заглянем за кулисы легенды - в реальность, и снова повидаемся с Настасей, княгиней Слуцкой - современницей Барбары Радзивилл, воительницей и хозяйственницей, человеком несомненно незаурядным. Нашей прапрародительницей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter