...И цвету, как роза.

Многодетная мама из Кальчун Ошмянского района Светлана Серпейко веселит односельчан частушками про полных и украшает деревенские дома белорусской вытинанкой.

Хабаровчанка Светлана в Беларусь приехала 25 лет назад вместе с будущим мужем Иосифом, с которым познакомилась в родном городе, где тот служил.

— Увидела белоруса, — вспоминает Светлана Юрьевна, — а белорусов-то у нас маловато было, думаю — мое, надо брать. Пока он сообразит, я уже буду в Беларуси, — смеется Светлана и переходит на белорусский. — Так і атрымалася, нават і прыжылася тут.
Да, за столько лет Светлана и белорусскому языку научилась. Хоть сама она говорит, что не очень-то его знает, ее “беларускія” частушки воспринимают на ура. Особенно если Светлана еще в национальном костюме выступает.
— Говорить на белорусском сложновато, а тут еще и западный акцент, — рассказывает она. — Але чытаць — чытаю і разумею. І сачыняю па-беларуску. Калі спяваеш частушкі па-беларуску — яны гучаць так плаўненька і смачненька.
Па базару я хадзіла,
Чаравікі там купіла.
Ёлы-палы, лес густы,
Кашалёк ізноў пусты.
Талантливую Светлану сразу заметили односельчане и пригласили в местный фольклорный коллектив. Сразу только пели, ставили обряды, а потом и с частушками стали выступать.
Все частушки Светланы очень жизненные. Темы, признается, подсказывает сама деревенская жизнь. Однажды, например, Серпейко сочинила такую частушку:
Ціха брага балбаціць,
Нібы той булёнчык.
Туды-сюды павярнуўся —
Вось табе мільёнчык.
— Вот споешь такую частушку — кому-то стыдно и станет, — говорит Светлана Юрьевна. — А чем достанешь? В глаза такие вещи не скажешь. Зато об этом спокойно можно говорить в шутливой форме. Кто-то посмеется, кто-то погрозит, а кто-то засмущается и бросит это дело...
Светлана и про мужа своего сочинила — он у нее зоотехник-осеменатор. Так тот сейчас на концерты не ходит, говорит, “чтоб стыдно вдруг не стало”:
У мужа атрымалася
Прывычка вельмі странная:
Як дыхне ён на карову —
Дык карова п’яная.
В деревне всякое случается, говорит Светлана. Почему бы и не сочинить на эту тему? Кроме того, выступая на сцене, Светлане хотелось как-то подать себя. Совершенно не стесняясь своего телосложения, стала сочинять частушки про полных.
Я в Сибири родилась,
Не боюсь мороза.
Здесь на бульбе раздалась
И цвету, как роза.
Холодца под водочку
Мы три тарелки съели.
И теперь овал лица
Не проходит в двери.
— Людям нравятся такие частушки, — улыбается Светлана. — И правдиво, и смешно получается, особенно когда покрутишься да ножкой притопнешь...
Правда, однажды Светлана Юрьевна та-а-ак притопнула на одном из выступлений, что доска на сцене... и провалилась. И смеху же было!
Когда-то вместе со Светланой выступала и ее семья. У них с мужем пятеро детей, из них двое — близнецы. Сейчас уже все взрослые. А раньше Светлана надевала широкий сарафан, а детки прятались под него. И потом, будто цыплята из-под наседки, выбегали на сцену. Пели частушки, на ложках подбивали.
— У нас так в деревне: если мама выступает, дети не остаются в стороне, — говорит Светлана.
Она вообще очень способная женщина. Ведь кроме того, что сочиняет частушки, выступает на сцене, она еще пишет стихи, рисует, занимается вытинанкой.
— Это же все идет от земли, от вашего, да и уже моего белорусского народа, — рассказывает Светлана. — Я полюбила этих терпеливых и трудолюбивых людей. Я не знаю ни одного подобного народа. Умеют и любят трудиться, и один одного подначивают: “Эй, што ты там сядзіш!”
Слушая частушки, разглядывая аккуратные и оригинальные вытинанки, я спросила у Светланы Юрьевны, что для нее творчество.
— То, что зреет в душе от жизни, от созерцания, от общения с людьми, — говорит Серпейко. — Все оно вот в таком виде воплощается — где-то в стихах, где-то в вытинанке, где-то в частушках...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter