...И сном окружена вся наша маленькая жизнь

Люди делятся на взрослых и детей.
Люди делятся на взрослых и детей. Дети играют и мечтают. Взрослые зарабатывают деньги и мечтают тоже. Не мечтать им нельзя. Деньги - очень опасная материя. Если потерять бдительность и увлечься ими, они живых людей превращают в камни. А мечты - это хорошее противоядие от душевной каменности. Некоторые взрослые, как настоящие доктора, специально занимаются тем, что материализуют мечты и преподносят их всем желающим, чтобы остальные соплеменники могли прийти и отдышаться, и очиститься от ежедневных ржавых и многотрудных забот.

В художественной галерее Европейского гуманитарного университета как раз накануне старого Нового года и открылась выставка мечты - выставка кукол белорусских художников: Людмилы Красневской-Кашкуревич, Леди Олвен (псевдоним Натальи Чернышевой), Анны Балаш, Елены и Николая Байрачных. А также декоративных панно Светланы Домановой. Взрослые собрались на ее открытие по первому зову, хотя все очень занятые и серьезные граждане: народные режиссеры и художники (Борис Луценко и Владимир Стельмашонок), народные академики и аналитики (Анатолий Рубинов и Анатолий Розанов), всенародные послы и дипломаты (список - в ректорате ЕГУ). И ведь на что клюнули? На красоту, на шутку, на праздник. Как будто им праздников не хватает... А похоже, что и так. Ведь праздник - это удивление. А когда последний раз вы по-настоящему удивлялись и говорили: Вот это - да!..? Ох, только не надо про политику, я ведь про нормальную жизнь, где есть просто молодость и просто старость; где есть успех и страдания, здоровье и недуги; где обычно много трудного прошлого, неопределенного будущего и всегда почему-то всего лишь чуть-чуть настоящего. И вдруг - куклы: исторические, романтические, рыцарские, фантазийные. И само настоящее вдруг преображается, становится веселее и весомее - как бы в противовес шутейному кукольному миру. Вот три пары кукол - дамы с кавалерами - из XVII века: испанцы, французы, поляки. Их платья - точные исторические копии. Тогда мода еще не была так унифицирована и костюм каждой страны нес в себе явственные признаки национального колорита. Поэтому, например, сапог французской куклы-кавалера отличается от сапога польской куклы не только формой, но даже количеством гвоздей на подошве. Создатели этих исторических манекенов - известные художники Елена и Николай Байрачные. В тот вечер они были необычайно добры и разрешали все потрогать руками: золотые туфельки, шпаги, шляпы. А у француженки даже сняли лиф и обнажили корсет: взрослым, как и детям, очень хотелось удостовериться, что платье расстегивается, как настоящее. В общем, взрослые играли. Мы созданы из вещества того же, что наши сны. И сном окружена вся наша маленькая жизнь...

В университетской галерее ЕГУ проводятся, конечно, и очень серьезные выставки, и очень новаторские, и очень экспериментальные. Настоящий университетский дух почему и славится во все века, что нет в нем замшелости и тупого консерватизма. Куклы так куклы - а почему бы и нет? Красиво шутить тоже надо уметь.

И то: на дворе - Святки!

На снимке: художница Елена Байрачная раздевает куклу-француженку, костюм которой - точная историческая копия костюма аристократки Франции XVII века.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter