«...И люди скажут: таких на свете нету Площадей!»

БЕЛОРУССКАЯ деревня буквально за последних полтора десятка лет неузнаваемо преобразилась. Выросли прекрасные агрогородки. На полях работает мощная отечественная техника. Вместо обветшалых животноводческих помещений повсеместно появились современные животноводческие фермы и комплексы. Естественно, уже не тот и труженик деревни, которого раньше называли человеком от «сохи и косы». Чем он живет сегодня? Каков его внутренний мир и какова роль писателя в духовном обогащении сельчанина — об этом в интервью председателя Витебского отделения ОО «Союз писателей Беларуси» Тамары КРАСНОВОЙ-ГУСАЧЕНКО.

Почему в планы столичных госиздательств редко попадают книги витебских писателей-деревенщиков?

БЕЛОРУССКАЯ деревня буквально за последних полтора десятка лет неузнаваемо преобразилась. Выросли прекрасные агрогородки. На полях работает мощная отечественная техника. Вместо обветшалых животноводческих помещений повсеместно появились современные животноводческие фермы и комплексы. Естественно, уже не тот и труженик деревни, которого раньше называли человеком от «сохи и косы». Чем он живет сегодня? Каков его внутренний мир и какова роль писателя в духовном обогащении сельчанина — об этом в интервью председателя Витебского отделения ОО «Союз писателей Беларуси» Тамары КРАСНОВОЙ-ГУСАЧЕНКО.

— Тамара Ивановна, вы –горожанка,  почему в вашей поэзии столь широко присутствует сельская тема?

— Все мое творчество — из деревни, где я родилась и росла, познавала жизнь во всей ее глубине и первозданной красоте. И не только мое, но и многих моих коллег, уроженцев села. Наши творения все от земли, от вечного, прекрасного, нелегкого, но жизненно необходимого труда на ней. И на том наша творческая жизнь стоит и стоять будет, потому что нет ничего дороже и надежнее отчей земли. Как говорят, даже самая широкая дорога начинается от отчего порога…

В семнадцати моих книгах, в том числе и четырех — для детей, стержнем и основой являются свет и созидание. Силу для творчества мне дает именно тема родной белорусской природы. Мои стихи по сути — бесконечный гимн и признание в любви красоте родного края…. Бесконечный, потому что красота — бесконечна.

Наша Витебщина, издавна богатая талантами, поистине волшебна. Красота севера Беларуси не случайно подарила нашей земле таких выдающихся носителей высокодуховного таланта. Среди писателей-современников большинство плодотворно работают на ниве патриотического воспевания красоты родного края, нелегкого, но крайне необходимого труда жителей села.

Глубоко и интересно пишут на тему родного края наши сельские поэты и писатели Алесь Жигунов, Ганна Зенкевич, Галина Загурская, Николай Болдовский, Екатерина Сосно и многие другие.

— Еще совсем недавно много говорили о «засилье» сельской литературы. Теперь — о том, что образовался пробел в освещении жизни деревни. А вы как считаете?

— На мой взгляд, бросаться в крайности не стоит. Судите сами: только писателями, которые живут в нашей области, ежегодно издается по пятьдесят и более книг! И большая часть из них — о людях села, о жизни деревни.

— Но если взять прозу, то здесь, на мой взгляд, бедновато. Согласитесь, читатель заждался своих Мележей, Быковых…. Писатели-современники, в том числе и на Витебщине, мне кажется, все реже обращаются к теме села в художественной прозе. Не вымирает ли она?

— Прежде всего надо отметить, что писатель — это художник слова, а не журналист, который призван освещать жизнь сегодняшнюю, сиюминутную. Информационное поле и без того перенасыщено новостями о происходящих событиях на полях и фермах благодаря современным репортажам, интервью и т. д., регулярно публикуемым в СМИ.

Задача писателя — пропустить все через свое сердце, житейский опыт и, умножив все увиденное на знания, мудрость, опыт, талант, создать сюжет, образ, увлечь современного, весьма искушенного читателя правдой жизни. А на это нужно время. Нужен еще и хлеб насущный, и покой, и условия для работы, чего, по правде говоря, он не всегда имеет. А уж потом — творить.

Те же Мележ, Лыньков, Короткевич, Шамякин, издав книгу, получали такой гонорар, на который могли приобрести квартиру или машину, жить безбедно несколько лет, работая над очередным крупным произведением.

Надо понимать здесь и то, что Мележей, Достоевских, Толстых много не бывает. Никогда не было.

— Одному из своих последних творений вы, по аналогии с известным российским поэтом Николаем Мельниковым, дали название «Поставьте памятник деревне». Почему?

— Мне хотелось продолжить диалог на поднятую им животрепещущую тему. В своем произведении он говорит об упадке российской глубинки и безвозвратном уходе деревни в прошлое. Потому он предлагает, в укор Кремлю, поставить ей памятник «… На Красной площади в Москве...».

В Беларуси же идет мощное возрождение села. Агрогородки — это первые шаги на пути сложного процесса восстановления и привития любви к деревенскому быту, труду, сохранению любви к земле. Потому я пишу прежде всего о героической роли деревни в истории и жизни страны, о том, что нет Площадей, достойных подвига деревень нашей страны, что именно она — деревня, выстоявшая в лихие годы, была верной опорой и поддержкой Родине во всем. «И где деревне памятник поставить? Спросите… Опросите всех людей. И люди скажут: нет ее, не знаем, таких на свете  нету Площадей!»

— Сегодня деревня уже не та. Сельская жизнь сконцентрирована в агрогородках. Но не видим ли мы ее только из окна экскурсионного автобуса? Имею в виду то, что большинство писателей живут в городе.

— Меня лично, как и многих писателей Витебщины, это точно не касается. В прошлом году я выступила перед читателями Витебска, Рубы, Лиозно, Орши, Полоцка, Глубокого, Шарковщины, Чашников, Городка и других городов, районов и поселков — всего 84 раза, а в этом году, несмотря на болезнь, уже встретилась с читателями 35 раз.

Активно посещают сельские клубы, ДК, школы и библиотеки талантливые наши прозаики и поэты: Галина и Анатолий Трафимовы из Орши, Алесь Жигунов из Глубокого, Василий Рудой из Верхнедвинска, Николай Болдовский, Галина Загурская из Полоцка, Екатерина Сосно из Шарковщины, Ольга Русилко и Валерий Марченко из Витебска, Федор Полочанин из Докшиц и другие. Только за девять месяцев года писателями области сделано 440 выступлений перед читателями городов и сел Витебщины. Причем все это за свой счет, командировочных писателям по региону не положено.

— Как вам удается выпускать по 50—60 книг ежегодно?

— На Витебщине ценят талантливых людей, в какой бы сфере они ни трудились. В том числе, конечно, и писателей. Значительная часть тиража издаваемых ими книг приобретается для комплектования библиотек области. Таким образом, часть затраченных на издание книг средств, а иногда и полностью всю сумму, писателям удается вернуть или не вкладывать в издание книги вовсе.

Хочется особо сказать о том, что книги писателей, живущих в регионах, практически не попадают в планы изданий социально значимой литературы. Примером могут быть аналогичные планы государственных издательств Минска (кроме «Народнай асветы») как на прошлый, так и на текущий год. Исключения нет даже для тех писателей, которые проводят на общественных началах по 50—80 встреч перед коллективами читателей в городах и районах.

— Насколько мешают серьезной литературе Интернет и телевидение?

— Серьезная литература всегда будет востребована. Но — серьезными людьми. Писателей надо беречь, растить, поддерживать, помогать им. Работники художественного слова нынче, да и всегда так было, — большая идеологическая сила общества. Потому она, эта сила, требует к себе самого серьезного внимания. Само по себе ничто не вырастет, не созреет. Литература — большая и серьезная — особенно.

Владимир САУЛИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter