«Фарнборо-2010». Кратковременный успех или перспектива на будущее.

Говоря о российской авиастроительной отрасли (гражданского назначения), к сожалению, в который раз приходится повторять – до выхода из кризиса еще ой как далеко.

Говоря о российской авиастроительной отрасли (гражданского назначения), к сожалению, в который раз приходится повторять – до выхода из кризиса еще ой как далеко.

Вот цифры, которые говорят сами за себя. В 2004 году выпущено 13 новых пассажирских самолетов, в 2005-м – 8.  В 2006 году было произведено только 2 крупных пассажирских лайнера. В 2007 году при плане 12 выпущено всего 6 самолетов. В 2008 году аналогичные показатели – 15 и 9 машин. В 2009 году построены 17 и переданы заказчикам 13 гражданских воздушных судов, в том числе: четыре самолета Ил-96, четыре самолета Ту-204, три самолета Ту-214, два самолета Ан-148. Три Суперджет-100 проходят летные испытания.
Для сравнения: компания Airbus в 2009 году продала 498 самолетов. Компания Boeing в 2009 году передала заказчикам 481 самолет.
В прошлом году российские авиаперевозчики взяли в лизинг или купили 119 воздушных судов западного производства и лишь 11 – отечественных. В настоящее время более 2/3 самолетов российских авиакомпаний – это машины иностранного производства.
Однако некоторые авиационные специалисты считают, что нет худа без добра и крах советской авиастроительной отрасли имеет свои плюсы: перестали выпускаться массовыми сериями самолеты с устаревшей авионикой и двигателями, «пожиравшими» топлива намного больше своих зарубежных аналогов. Естественно, что, обладая мощными традициями, Россия не отказалась от планов выхода на мировой авиационный рынок – заняв там вполне определенную нишу. Прошедший во второй половине июля  авиасалон  «Фарнборо-2010» в определенной мере подтверждает претензии российского авиапрома.
Российские, впрочем, как и зарубежные аналитики авиационного рынка, не без основания считают, что главная задача российского авиапрома в Фарнборо – продвижение ближнемагистрального пассажирского лайнера Суперджет-100, первого принципиально нового гражданского самолета, разработанного в России после распада СССР. Он предназначен для эксплуатации на авиалиниях протяженностью до 3000 км (базовая комплектация) и до 4500 км (комплектация с увеличенной дальностью полета).
«Гражданские самолеты Сухого» подписали твердый контракт на 30 самолетов с Kartika Airlines (Индонезия) на сумму 951 млн долларов. Поставка самолетов запланирована на период 2012–2015 годов. Всего же в рамках «Фарнборо», как заявил глава компании «Сухой-МиГ» Михаил Погосян, на лайнер поступило 130 заказов.
 Авиастроительная корпорация «Иркут» показала готовый прототип среднемагистрального (дальность полета до 5,5 тысячи километров) пассажирского самолета МС-21, который должен прийти на смену давно устаревшему ТУ-154. МС-21 расшифровывается как «Магистральный Самолет XXI века». Программа семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21 разрабатывается совместно ОКБ имени Яковлева и корпорацией «Иркут». Предполагается создание семейства самолетов, отличающихся по длине и пассажировместимости – 150, 180, 210 мест соответственно. МС-21 разрабатывается под российские, а также некоторые западные авиадвигатели. Ожидается, что первый полет самолет совершит в 2014 году и поставки начнутся с 2016 года. Предполагается, что многие компоненты МС-21 будут впервые выполнены из углепластиков. Кроме того, внедрение инновационных технологий позволит на 25 процентов улучшить топливную экономичность и на 15 процентов снизить эксплуатационные расходы.
Корпорация «Иркут» сформировала портфель из 140 заказов на новые самолеты МС-21, а Малайзийская авиакомпания Crecom Burj Resources подписала твердый контракт на 50 самолетов, став первым зарубежным заказчиком. Сумма контракта – 3,4 млрд долларов. Поставка самолетов планируется в 2016–2020 годах. И вот что примечательно. Хотя мы в нашей публикации и оставляем за скобками предмет российского военного авиастроения, следует упомянуть, что ряд зарубежных СМИ отметили, что на перспективы развития российского самолетостроения на мировом рынке влияет хорошая репутация страны на рынке вооружений. В частности, корпорация «Иркут» – второй по величине российский производитель военных самолетов, специализирующийся на выпуске истребителей Су-30 и Су-27. Не мудрено, что присутствовавший на церемонии подписания контракта министр обороны Малайзии Ахмад Захид Хамиди отметил, что  многолетний опыт сотрудничества с корпорацией «Иркут», которая поставляет в его страну Су-30МКМ, позволяет сделать вывод о надежности российского партнера.
Что касается ниши, на которую претендуют два вышеупомянутых лайнера, то 40% всего объема воздушных перевозок в нашей стране приходится как раз на маршруты малой и средней дальности – до 4000 км. На них сегодня летают российские Ту-154 и Ту-204, европейский Airbus A320 и американский Boeing-737.
Примечательно, что крупные контракты были заключены на продажу самолетов, находящихся: один – в стадии летных испытаний, а другой – в стадии проектирования, что соответствует мировой практике, ранее игнорируемой российским авиапромом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter