“Деятельность Евронеста без участия белорусской делегации будет неполноценной и неправомерной”.

“К сожалению, у нас сегодня есть люди, которые любой негативный факт, острый, болезненный для общества вопрос пытаются использовать для достижения личных политических или меркантильных целей”, — считает заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания, заместитель председателя РОО “Белая Русь” Виктор Гуминский.

В беседе с корреспондентом “НГ” вице-спикер высказал свою точку зрения о проблемах гражданского общества в Беларуси, о двойных стандартах в большой политике, карте поляка и будущем белорусско-европейских отношений.

— Виктор Александрович, череда последних событий в стране и в мире выдвинула тему национальной безопасности на первый план. Она же прошла красной нитью через недавнее Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию. После теракта в минском метро вы одним из первых озвучили мысль о том, что взрыв на День Независимости в 2008 году, события 19 декабря, призывы к экономическому бойкоту страны, создание ажиотажа на продовольственном и валютном рынках и теракт в метро — это звенья одной цепи. На чем основано такое убеждение?

— К сожалению, у нас сегодня есть люди, которые любой негативный факт, острый, болезненный для общества вопрос пытаются использовать для достижения личных целей. Честным, легитимным путем реализовать свои политические амбиции у них не получается, поэтому они и пытаются дестабилизировать обстановку в стране. Конечно, никто не отрицает, что проблемы у нас есть. Но если их не решать, а использовать для того, чтобы сталкивать лбами народ и власть, в стране наступит хаос. Не знаю, как им, а народу точно будет хуже. Президент, кстати, в своем послании не ушел от острых тем и вопросов. Жесткий анализ причин нынешних трудностей, четкая постановка задач перед органами власти говорят о том, что ситуация в стране под контролем.

— А в это время некоторые представители от оппозиции занимаются тем, что разъезжают по Европе и требуют введения экономических санкций против Беларуси. Как представитель одного из самых авторитетных общественных объединений страны и человек, которому не чужды такие понятия, как патриотизм, национальные интересы, что скажете по этому поводу?

— Знаете, это уникальный случай в мировой практике. К нам недавно приезжала парламентская делегация из Дании во главе с председателем Комитета по внешней политике госпожой Хансен. По их словам, в Дании представители разных политических партий яростно спорят, безжалостно критикуют друг друга, ведут острую борьбу за власть, за влияние в обществе. Но на международной арене взаимные претензии уходят на второй план и все парламентарии единым фронтом выступают за свою страну. А что же сделали наши псевдодемократы, так активно разъезжающие по миру, чтобы люди поверили им и пошли за ними? Я задавал этот вопрос некоторым из них напрямую, но ответа так и не получил. Пора, наконец, поставить точки над і и разобраться, что это за гражданское общество, от имени которого эти деятели требуют введения санкций против своего народа. И тогда мы увидим, кто является патриотом страны, а кто — патриотом своих щедрых спонсоров из-за рубежа. Надо называть вещи своими именами: действия нашей оппозиции на международных встречах лично я расцениваю как предательство национальных интересов.

— На днях в Брюсселе Европарламент и представители парламентов пяти стран — участников программы “Восточное партнерство” подписали учредительные документы о создании парламентской структуры Евронест. И сделали они это без Беларуси. Нам постоянно пытаются навязать какие-то ограничения по формату участия в Евронесте. Последнее предложение: десять представителей от парламента и десять — от гражданского общества. Почему такие требования не выдвигаются другим участникам?

— Это подтверждает, что позиция Европы в отношении Беларуси не поменялась. Попытки ограничить наше участие в Евронесте есть прямое проявление политики двойных стандартов. Но такое поведение напрямую противоречит положениям Пражской декларации о создании “Восточного партнерства”. В этом документе нет никаких условий и ограничений в отношении создаваемой парламентской структуры. И мы убеждены, что деятельность Евронеста без участия белорусской делегации будет неполноценной и неправомерной.
К сожалению, некоторые западные политики неспособны отойти от стереотипов. При этом их антибелорусская риторика основывается исключительно на словах наших “свядомых” политиков, которым якобы не хватает прав и свобод. Правда, когда начинаешь разговаривать с европейскими коллегами с глазу на глаз, оказывается, они все прекрасно понимают. Но тут же разводят руками: извините, дескать, ничего личного, это политика. Понятно, что такую политику диктуют силы, которые хотели бы видеть Беларусь только в качестве разменной карты в геополитической игре.
Когда мы провезли тех же датчан по Минской и Гродненской областям, показали им нашу жизнь изнутри, у них сформировалось совершенно иное мнение о Беларуси. Многие европейские депутаты, которые побывали здесь, в открытую признавали: у вас демократии и свободы побольше, чем в иных странах ЕС. Конечно, они видят и наши проблемы, особенно в экономике. Но честно отмечают и то, что государство над ними работает, что ситуация управляема. Поэтому нам надо как можно больше общаться с европейскими коллегами на самых разных уровнях, доводить до них объективную информацию о происходящем.

— В мае исполняется два года, как Беларусь стала участником программы “Восточное партнерство”. Как вы думаете, почему эта инициатива до сих пор не оправдала себя?

— Беларусь подписала Пражское соглашение потому, что эта идея показалась нам интересной. В перспективе она сулила экономические выгоды. Прежде всего это расширение доступа белорусских товаров на европейский рынок, перспектива формирования зоны свободной торговли с ЕС, упрощение визового режима. Но изначально мы заявляли, что готовы к сотрудничеству только на равноправной основе, с обязательным учетом интересов всех стран.
Однако средства, которые в Брюсселе выделили для исполнения конкретных экономических программ, настолько мизерны, что не смогут дать ощутимого экономического эффекта. Вполне возможно, если бы инициаторы партнерства начали с решения конкретных вопросов, например с удешевления или отмены шенгенских виз, все пошло бы по-другому. Увы, здесь дело ограничилось только разговорами и обещаниями. Тем не менее Беларусь готова к дальнейшему сотрудничеству, но, повторюсь, без всяких условий и ограничений.
Происходящее доказывает, что, инициируя создание “Восточного партнерства”, ЕС усматривал в нем прежде всего политический подтекст. Поэтому в продвижении этой инициативы не все идет гладко.

— Недавно Конституционный Суд рассмотрел обращение Палаты представителей на предмет соответствия польского закона о карте поляка международным нормам права и пришел к выводу, что отдельные нормы закона не соответствуют международным документам. За пределами Польши в разных странах сегодня проживают 20 миллионов поляков. Почему же этот закон распространяется в основном на этнических поляков, живущих к востоку от Польши, в том числе в Беларуси?

— Что касается самой карты поляка, то нет ничего плохого в том, что в Варшаве хотят помогать своим диаспорам. Другое дело, когда эту карту начинают разыгрывать в политических целях, когда одним этническим полякам ее дают, а другим по политическим мотивам отказывают. Такая избирательность, разделение людей одной национальности на “угодных” и “неугодных” расценивается как дискриминация. Кроме того, гражданин Беларуси, который получил карту поляка или претендует на ее получение, должен быть лоялен к польским властям. А если он военный или госслужащий? Чьи национальные интересы он будет отстаивать? Это уже прямая попытка вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Может быть, этим и объясняется восточная ориентация этой политической акции? Подобные вопросы возникают и у Литвы.
В европейской практике уже был прецедент с картой венгра, появление которой вызвало гневную реакцию Австрии, и выдача карты была прекращена. Конечно, решение Конституционного Суда не означает, что польский закон утратил силу. Но мы получили правовую основу для того, чтобы ставить данный вопрос на международном уровне и формулировать свою позицию в дальнейших переговорах и консультациях с польской стороной. Мы нацелены на выстраивание дружеских отношений с Польшей и надеемся, что такой же подход возобладает и у наших соседей.

— Виктор Александрович, и все-таки, каким вы видите будущее белорусско-европейских отношений? Реальны ли, например, шансы белорусского парламента получить статус спецприглашенного в ПАСЕ? Следует ли Беларуси стремиться в Совет Европы?

— Стремиться к сотрудничеству в любом случае надо. Занимая стратегическое положение в центре Европы, имея открытую, экспортно ориентированную экономику, будучи связующим звеном между ЕС и Россией, мы не должны, да и не сможем находиться вне общения с нашими соседями. И в целом нам жизненно необходимо выстраивать партнерские отношения со всеми государствами, смотреть не только на Запад или Восток, но и не забывать о Севере и Юге.
Единственное, на что мы не имеем права — это пресмыкаться и торговать суверенитетом. Этого нам не позволяет память о той жертве, которую принес наш народ на алтарь Победы в Великой Отечественной войне, те поистине титанические усилия, которые приложили белорусы за право жить своим умом и по своим законам.
Отдельным европолитикам следует понять раз и навсегда: Беларусь — суверенное независимое государство и разговаривать с нами языком санкций и ультиматумов бесперспективно. Я уверен, объективная оценка политической ситуации в нашей стране, отказ от политики двойных стандартов принесет пользу нашему общему европейскому дому.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter