“Белгосстрах”: вчера, сегодня, завтра - мы с вами!

В день профессионального праздника работников страховой отрасли своими интересными и актуальными мыслями, предложениями и соображениями делится с читателями “Народной газеты” первый заместитель генерального директора крупнейшего в стране Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия “Белгосстрах” Вацлав МАРТИНКЕВИЧ.

В день профессионального праздника работников страховой отрасли своими интересными и актуальными мыслями, предложениями и соображениями делится с читателями “Народной газеты” первый заместитель генерального директора крупнейшего в стране Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия “Белгосстрах” Вацлав МАРТИНКЕВИЧ.

Наша отрасль имеет свои профессиональные особенности. Ведь клиент не только покупает надежду, уверенность в будущем, но в конечном итоге доверяет нам защиту имущества, здоровья, даже жизнь. Белгосстрах всегда стремится  выполнить взятые на себя обязательства.
   Создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц предполагает реальное возмещение ущерба, причиненного в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий, а также информационное обеспечение, культуру и качество обслуживания.

Компания в цифрах и фактах

Белгосстрах предлагает своим клиентам свыше 40 видов страховых услуг, перечень которых постоянно расширяется и совершенствуется, в том числе страхование жизни и дополнительной пенсии. За 9 месяцев т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наш портфель вырос более чем в 2 раза. Удельный вес поступлений по обязательным видам страхования составил свыше 80 процентов. Правда, это не отразилось на политике Белгосстраха в отношении иных видов страхования. Среди добровольных видов страхования по-прежнему приличный объем занимает страхование имущественных интересов граждан: страхование всех видов имущества, животных, транспортных средств, а также личное страхование и страхование ответственности. За 9 месяцев т.г. по добровольным видам страхования Белгосстрахом заключено 1,5 миллиона договоров страхования, состоялось 52 тысячи  выплат.
На протяжении 1998—2004 гг. государство определяло развитие страхового рынка на основе программно-целевого подхода. Вместе с тем, на мой взгляд, необходимо отметить, что программы развития страхового дела на 1998—2000 гг. и на 2001—2005 гг. в некоторой степени декларативны, не содержат целевых показателей развития страховой деятельности на плановый период. А мероприятия по их выполнению, слабо увязанные с самими текстами программ, практически не выполняются. Ряд вопросов среднесрочного планирования страховой деятельности изложен в Комплексной программе развития сферы услуг на 2004—2005 гг., однако, по моему мнению, она также имеет существенные недостатки. Предусмотренные темпы роста объемов реализации страховых услуг не увязаны с предполагаемыми мероприятиями в области страхового дела, отсутствует комплексный анализ проблем в сфере страхования, а также системный подход к выработке мер по их решению. Во многом такая ситуация обусловлена тем, что разработка указанных программ осуществлялась практически без участия страховых организаций республики, а высказанные Белгосстрахом в ходе разработки замечания и предложения остались неучтенными.
   Одновременно наиболее важные для страхового рынка решения на протяжении этого периода принимались вне рамок программ развития страхового дела, а реализация происходила в “авральных” условиях, что сказывалось на качестве работы, влекло непроизводительные организационные, финансовые и материально-технические затраты.
   Грамотное и качественное планирование развития отрасли на среднесрочную перспективу является определяющим фактором результативности ее работы. С одной стороны, наличие такого плана позволило бы всем заинтересованным сторонам планировать свои действия в среднесрочной перспективе, а с другой, — дало бы возможность каким-либо образом оценить результаты работы. К сожалению, сегодня такой возможности нет.
   Как нельзя более актуальной представляется выработка и принятие государственной программы развития страхового дела на 2006—2010 гг., основанной на комплексном подходе к определению проблем в данной сфере и путей их решения, выработки обоснованных целевых показателей развития отрасли, на согласовании мер и показателей развития страхования с другими государственными программными документами и всеми заинтересованными сторонами.
В наших планах — повышение доли Белгосстраха на рынке на основе развития страхования, укрепления финансовой мощи, создания коммуникационной инфраструктуры, развития персонала.
   Считаю, что более значимую роль могут и должны играть долгосрочные виды страхования. В связи с этим проблемой и одновременно задачей является необходимость их развития. Значимость для общества долгосрочных видов страхования огромна, что подтверждается их высоким удельным весом в структуре страховых взносов в развитых государствах. Во-первых, долгосрочные страховые сбережения населения являются одним из важнейших факторов социальной стабильности, поскольку при наступлении соответствующих страховых случаев выплата страхового обеспечения на микроуровне помогает конкретному человеку (семье) решить проблему защиты доходов и сбережения средств. Во-вторых, страховые взносы, уплаченные по долгосрочным договорам страхования, являются источником долгосрочных инвестиций в экономику.
   Законодательством республики предусмотрено разделение страхования. В Беларуси работают страховые организации, специализирующиеся на проведении видов страхования, относящихся к страхованию жизни. В их числе и наша дочерняя организация “СтраВита”. Сегодня “дочка” понемногу становится на ноги, мы работаем вместе, стараемся, по возможности, синхронизировать свои шаги, но проблем еще очень много, и однозначно оценить эффективность принятого решения о функциональном отделении страхования жизни от других направлений страхования, по крайней мере пока, очень сложно.
Резерв дальнейшего развития Белгосстраха как страховщика с общенациональными функциями — всемерное повышение эффективности работы. В свою очередь, решение этих задач возможно только при условии создания надежной системы управления персоналом и внедрения передовых информационных технологий. На протяжении 2003—2004 гг. Белгосстрах уделял особое внимание повышению эффективности своей деятельности, увеличению доходов и сокращению нерациональных затрат. Осуществлен ряд мер по совершенствованию организационной структуры и системы управления. Кроме того, роль и место Белгосстраха на страховом рынке, а также политика руководства страны по реабилитации и экономическому развитию районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, определяют необходимость присутствия Белгосстраха во всех городах и районных центрах республики, в том числе и в тех, где экономическая эффективность страховой деятельности существенно ниже средних показателей.

Новые виды страхования: взносы и выплаты  

Мы постоянно совершенствуем и развиваем свои услуги. Например, только за прошедшие два года Белгосстрах подготовил и выпустил на рынок порядка 10 новых страховых продуктов. Основу системной защиты интересов владельцев недвижимости в Белгосстрахе составляет уже давно знакомая сельским жителям и горожанам, проживающим в частном секторе, услуга — обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам (внедрена Белгосстрахом в 1998 году). Однако страхование в обязательной форме обеспечивает защиту только половины стоимости жилья, кроме того, обязательному страхованию не подлежат квартиры в многоквартирных жилых домах и дачи.
Начиная с 2003 года к системе страховой защиты интересов владельцев недвижимости подключились и жители городских многоэтажек. Специально для них были разработаны две новые страховые услуги, благодаря которым система действительно стала комплексной. Это страхование квартир в многоквартирных жилых домах и страхование гражданской ответственности владельцев квартир.
Нашими сотрудниками подготовлено и выведено на страховой рынок в 2003 году “страхование продленной гарантии”. Клиент, покупая какой-либо товар, например, автомобиль или сложную бытовую технику с так называемой продленной гарантией, получает возможность бесплатно осуществить его ремонт, относимый к гарантийному, в течение 1—3 лет после окончания срока оригинальной гарантии производителя. Таким образом, гарантийный срок на некоторые марки автомобилей может вырастать до 8 лет. Страховые взносы в данном случае может заплатить как непосредственно покупатель, так и продавец. Следует отметить, что подобный вид страхования — общемировая практика: в Англии до 80 процентов приобретаемых транспортных средств имеют продленную гарантию.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено с 1 января 2004 г. В нашей стране на производстве ежегодно травмируется до 8 тысяч человек, причем 250 — смертельно, 700 человек получают тяжелые травмы, выявляется 300 человек с профессиональными заболеваниями. В результате этого в республике сейчас более чем 28 тысячам человек возмещается вред, связанный с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями. Вместе с тем, до начала работы Белгосстраха по данному виду страхования не все они получали должную в таких случаях материальную поддержку, так как действовавшее в этой области законодательство было несовершенно. К слову, при участии Белгосстраха в данной сфере было внедрено несколько десятков нормативных законодательных актов.
    Понятно, что несчастные случаи на производстве имели высокую латентность, ибо каждый такой случай оборачивался для нанимателей финансовыми потерями. Тем же, кто трудился на предприятиях, испытывающих финансовые проблемы, еще хуже. Действенного механизма материальной компенсации причиненного здоровью вреда при таких обстоятельствах попросту не существовало. Как видите, назрела  потребность в появлении страховой защиты. И наиболее оптимальным способом защиты интересов человека, пострадавшего на производстве, является страхование.
  Но Белгосстрах принял на себя обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью в результате производственного травматизма, вне зависимости от того, когда произошел несчастный случай — до или после 1 января 2004 г. Таким образом, введенное обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний создает достаточно полную систему страховой защиты экономических интересов работников и членов их семей при наступлении соответствующих неблагоприятных событий.
За 10 месяцев 2004 г. нашим предприятием произведено выплат страхового возмещения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму практически в 40 млрд. рублей, в то же время размер отчислений от страховых взносов по данному виду обязательного страхования, который в соответствии с законодательством Белгосстрах имеет право использовать на собственные общехозяйственные расходы, составляет только 8 процентов. Это еще одно подтверждение некоммерческого характера этой деятельности.
Не секрет, что страхование — довольно специфичная область деятельности. Поэтому весьма важно объективно и профессионально о ней рассказывать. К сожалению, некоторые средства массововой информации, сообщая своим читателям о проблемах и развитии страхового рынка, грешат субъективизмом и однобокостью.

С Белгосстрахом думай о будущем

В страховых правоотношениях сегодня участвуют миллионы сограждан и десятки тысяч юридических лиц. В этих условиях даже одно неверно сказанное слово может привести к весьма серьезным негативным последствиям. Поэтому, если вас интересует актуальная и достоверная информация о Белгосстрахе, его деятельности и услугах, обращайтесь в наш центральный офис на улице К.Либкнехта, 70 в Минске, где вам всегда дадут объективную информацию. 
Напомню, что Белгосстрах, обладая самой широкой региональной сетью в стране, включающей 7 филиалов и 135 представительств во всех областных и районных центрах страны, способен в полном объеме и в кратчайшие сроки обеспечить выплату страхового возмещения для своих клиентов по месту их проживания. В принципе мы доходим до самой глубинки, куда не идут коммерческие страховые компании.
Нам довольно часто задают вопрос об изменении  психологии и повышении страховой культуры белорусов.  Если мыслить в категориях цифр, то страховой рынок растет, увеличивается объем страховых взносов, выплат, а также перечень страховых услуг у большинства компаний. В то же время, как показывают результаты маркетингового исследования, только 13 процентов белорусов используют свободные денежные средства на приобретение страховки. Это, конечно, немного, но отрадно хотя бы то, что после распада финансовой системы бывшего СССР люди медленно, но верно начинают понимать необходимость страхования.
Постепенно в стране появляется класс обеспеченных людей, для которых становится важным реализовать свои потребности в защищенности, что и дает страховой полис. Кроме того, во многом наличие у человека полиса страхования жизни или дополнительной пенсии становится для него показателем определенного социального и экономического статуса, что тоже немаловажно. И это тоже не может не вызывать удовлетворения у нас, страховщиков.
Белорусы начинают понимать, что государство не всегда может и, скорее всего, не должно компенсировать человеку его возможные потери, кроме определенных случаев. Приходит понимание того, что именно страхование — возможность, израсходовав незначительную сумму, избежать убытков, которые могут быть выше суммы взноса в сотни, а то и в тысячу раз. Со своей стороны хотел бы заверить, что наши клиенты в соответствующих случаях обязательно получат страховую защиту Белгосстраха, сопереживание и внимание наших работников.
   Поздравляя всех работников страховой отрасли с нашим профессиональным праздником, Днем страховых работников, искренне желаю крепкого здоровья, финансового благополучия, дальнейшей плодотворной работы на благо страны, а также роста страховой культуры населения.  Всего самого хорошего, уважаемые коллеги и партнеры!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter