Работы на мемориальном комплексе «Ола» в Светлогорском районе практически завершены

...А в белых превратились журавлей

Основные конструкции установлены, на гранитных плитах лежат цветы от местных жителей — в память о жертвах оккупантов.


950 детей, 508 женщин, 100 мужчин, 200 сельчан пожилого возраста… Эти цифры нанесены на бетонные арки, под которыми проходят пока еще редкие посетители. В тот страшный день, 14 января 1944 года, в Оле были не только местные жители, но и люди из окрестных сел, надеявшиеся спрятаться здесь от оголтелых оккупантов. Но немецкий карательный отряд окружил деревню. Людей загоняли в дома, жилища поджигали вместе с детьми, отцами, матерями, дедами… В тот день в Оле погибли 1758 мирных жителей. Деревня так и не возродилась.

В конце 1950-х на братской могиле, где захоронены мирные жители и воины, установлена скульптура коленопреклоненного солдата. А уже в этом веке во время раскопок в земле нашли обгоревшие кирпичи, оплавленное стекло и обугленные человеческие останки. В 2013 году на этом месте появился памятный крест.

Впервые предложил увековечить память жертв Олы знаменитый писатель и поэт Изя­слав Котляров. Затем эту тему озвучила во время встречи Президента со студентами и преподавателями медицинских вузов гомельская студентка. Идею создания масштабного мемориала Глава государства поддержал. В народном проекте приняли участие многие предприятия, общественные организации, руководство и молодежь региона.

Новый облик Олы разработали в ОАО «Институт Гомельгражданпроект». Теперь по обеим сторонам от пешеходной зоны на посетителей смотрят зияющие провалы стилизованных калиток, будто обугленные от огня. Сквозь бетонные плиты проступают силуэты взрослых и детей — как напоминание о сотнях жертв нацистов. На карту-барельеф нанесены названия уничтоженных в войну деревень. На Гомельщине оккупанты стерли с лица земли 1452 села, 51 из них не возродились.


Братская могила стала центром мемориала, рядом вверх взметнулись стелы и памятный крест. Комплекс еще официально не открыт, но на гранитных плитах уже лежат цветы от местных жителей. А рядом детские игрушки — для малышей, которым так и не суждено было повзрослеть.

Частью мемориала стали 10 каменных скульптур, созданных в прошлом году на тематическом пленэре. Его инициатор Изяслав Котляров вдохновил мастеров на работу своей поэмой «Ола».

— Я снимаю шляпу перед такими людьми, которые не жалеют здоровья и времени ради великих дел, — говорит скульптор Александр Камардин. — Был поражен тем, как интенсивно шли работы, как ответственно к процессу относились участники проекта. И горд, что наши произведения стали частью мемориала.

На скульптурах Александра Камардина горящие избы и летящие в небо журавли — символы умерших душ. А в центре одной из них — девочка с простреленной куклой, выставляющая перед собой руку и будто просящая: «Дяденька, не стреляй!»

Начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Денис Езерский:

— Этот комплекс может стать частью туристического маршрута, который соединит сразу несколько важных для региона объектов: посвященный операции «Багратион» мемориал в Светлогорском районе, откуда началось освобождение нашей страны, «Памятник детям — жертвам Великой Отечественной войны» в деревне Красный Берег Жлобинского района, где нацисты устроили один из крупнейших детских донорских концлагерей. 

valchenko@sb.by

Фото Вадима КОНДРАШОНКА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter