Почему объем экспорта идет на спад

...А экспорт продовольствия вырос

На недавнем заседании глава Правительства Сергей Румас выразил недовольство работой экспортеров по итогам восьми месяцев: 96,9 процента к уровню прошлого года. В том числе из-за недоработок глав ведомств, председателей облисполкомов и руководителей загранучреждений. Они и должны нести всю ответственность за отсутствие роста, сделал вывод Премьер-министр. Что абсолютно справедливо и логично. 

Да, озвученную цифру нельзя назвать неожиданной — вспомните неприятную ситуацию с нефтью, которая нанесла серьезный ущерб нашей экономике. Она и потянула статистику вниз. Если же эту группу товаров не принимать в расчет, то итог за восемь месяцев уже более привлекателен — 100,9 процента. Но все равно пазл не складывается: по предварительным итогам работы за 9 месяцев ожидаемый темп роста экспорта составит всего лишь 101 процент. Не станем искать виноватых и правых. Но предлагаем рассмотреть цифры изнутри. Так вот, в структуре экспорта, помимо минеральных продуктов, куда и входит нефть, присутствует еще восемь позиций. По некоторым объем продаж остался на уровне прошлого года, но в основном рост есть — преимущественно скромные 0,2—0,6 процента, которые иногда можно принять за арифметическую погрешность. Существенно на этом фоне прибавили две позиции.

Одна из них — экспорт продовольственных товаров и сельхозсырья: их удельный вес в структуре экспорта вырос на процент к уровню прошлого года. Если в деньгах, то это 3,5 миллиарда долларов, или 103,2 процента к прошлому году, что гораздо выше среднего показателя. Собственно, можно сделать вывод: идет системная и грамотная работа по линии Минсельхозпрода.

И это притом, что сельхозэкспортерам приходится ой как несладко. Обратите внимание, с какой завидной регулярностью Россельхознадзор подставляет подножки белорусским сельхозпроизводителям, то и дело выявляя в нашей продукции если не одно, то другое. Только мы понимаем: это чистой воды защита внутреннего рынка. А ведь на долю восточной соседки приходится 79,2 процента всего экспорта. Можно было бы сбавить темпы, сославшись на непредвиденные обстоятельства. Но наши не сдаются! И что удивительно — прирастают. Возьмем молокопродукты. В общем объеме экспорта в РФ они занимают 54 процента, по объемам поставок к уровню прошлого года выросли на 14,3 процента. 

Причины две. Первая: в аграрном ведомстве держат нос по ветру и своевременным распределением экспортных потоков оперативно реагируют на малейшие смены позиций, предпочтений, веяний на внешних рынках сбыта. Вторая: из ничего ничего не бывает. Собственно, работают над сырьевой базой — производство сельхозпродукции за 9 месяцев достигло 12,5 миллиарда рублей, темп роста 102 процента. 

Риторический вопрос напоследок. Кто-нибудь задумывался над тем, сколько на миллион долларов нужно продать йогуртов? Экспорт сельхозпродукции — это не то же самое, что трактора продвигать. Хотя нелегко приходится всем. Тем не менее у одних получается войти в колею, а другие по-прежнему прыгают по кочкам. Не исключено, главная причина в подходе к делу: пока одни считают, что мелочей быть не должно, другие оправдывают отсутствие должного роста досадными помехами, возникшими на пути.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter