Если раньше, собираясь на очередную премьеру, Викентий любезно стучал мне по батарее гаечным ключом, сейчас обращается ко мне по–модному — через интернет. Так он пригласил меня на премьеру в Новый драматический театр «Как я стал...» в постановке режиссера Сергея Куликовского. Пропустить такое Вератила не мог: вырос он в районе автозавода, нашего «маленького Берлина», где живут модные драматурги и тихие мирные старушки с достоинством гуляют между сосен. Где и находится талантливый Новый драматический. Такая географическая расположенность — хорошая закалка для всего театра.
«На какой состав пойдем?» — огорошил меня Вератила, туша бычок о подошву своих Baldinini. Я растерянно пожевал губами. Никогда не понимал этой натужной театральной шумихи с первым и вторым составами актеров. «Кто выйдет на премьере вашего грандиозного балета? — любят спросить сплетники у всклокоченного постановщика. — Персикова или Абрикосова?» И не понимают: кто бы ни вышел — уже хорошо. Потому что искусство — это априори благо, а человек, наделенный хоть проблеском таланта, — не коньяк, которому нужно ставить на лоб штемпель в три или пять звездочек. Если Персикова или Абрикосова не коротают дни у гостиницы «Юбилейная», а стремятся к прекрасному — здорово.
Вот и в премьере Нового драматического театра «Как я стал...» по пьесе Ярославы Пулинович (фильм по ее сценарию «Я не вернусь», кстати, будет открывать надвигающийся «Лiстапад») в постановке неисправимого пижона и провокатора Сергея Куликовского тоже несколько составов исполнителей. И в каждом есть свои нюансы и гениальные всполохи актерского вдохновения. В главной роли — обалдуя Саши — в спектакле вообще три актера.
Материал Пулинович ритмичен, кинематографичен и по–своему эстетичен. Ученица отца уральской драмы Николая Коляды, которого периодически ссаживают с самолетов за дебоши — шутка ли долететь без нервного срыва из Ёбурга, он же Екатеринбург, в какую–нибудь Камбоджу, — Пулинович сразу берет зрителя за бороду, не давая ему опомниться. Уральский шик — дать сначала под дых, а потом отпаивать валерьянкой. Таков и Василий Сигарев — со своими киноработами «Волчок» и «Жить». Таковы депрессивные романы Ольги Славниковой.
Новый драматический и его актеры, ведомые режиссером, с материалом справляются. Мы, мол, и не такое тут на автозаводе видали. Особенно хороша Людмила Баталова в роли Арины. Ее образ несколько рифмуется с Бабушкой из «Похороните меня за плинтусом». Убедительна и Екатерина Ермолович в роли Маши. Ей удалось воплотить сложный, полифоничный образ. Давно не получал такого удовольствия от женской актерской игры.
Финал спектакля «Как я стал...» — пожалуй, один из самых сильных за последнее время на минской сцене. Хотя еще в советские времена режиссеры говорили: придумай финал, остальное — приложится. И если режиссер Куликовский, схитрив, оттолкнулся от той старой формулы, спектаклю это только пошло на благо. Ну и последний аргумент для скептиков: после премьеры «Как я стал...» обрыдавшийся Вератила продал свои Baldinini и купил сборку Вячеслава Бутусова.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия №201 (24582). Вторник, 21 октября 2014.