В Республиканском театре белорусской драматургии прошла премьера спектакля "Пеликан"

Глубоко копают!

Ну, накрутил художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Александр Гарцуев в своей крайней, как выражается суеверный театральный люд, премьере сезона «Пеликан» по пьесе шведского классика Августа Стриндберга. Выдал почти смертельный номер, так что голова до сих пор кругом и искры из глаз. Возле в общем–то понятной, аскетичной и бытовой одноактной пьесы нашего дядюшки Августа построил соседнее здание, удивляющее цветастыми витражами и всей архитектурой. Заходите, милости просим, гласит вывеска на здании. Что ж, заглянем.

Причудливого и отталкивающего в премьере «Пеликан» действительно много. Начиная от макияжа и грима актеров в стиле спектакля «Служанки» Виктюка и заканчивая ариями Галины Чернобаевой, играющей здесь собственно Служанку. На сцене выстроен некий гигантский макет условной птицы, наверное, того самого пеликана, крылья которого в особо мистические моменты приводят в движение. Тревожный красный свет как бы намекает: прольется кровь!

Художник спектакля Юрий Соломонов снова удивляет тем, как при таком диетическом финансировании не иссякает его профессиональная фантазия. Также на амбразуру в «Пеликане» брошена тяжелая артиллерия молодого интеллектуального театра Беларуси: композитор Дмитрий Фрига, бьющий по критикам из рогатки, и мастер пластических изысков Евгений Корняг, прогремевший с психоделическим инди–триллером «Интервью с ведьмами» в Белорусском государственном театре кукол. Оба брюнета вышли на поклон после премьеры.

С самого начала «Пеликана» актеры так все вращают глазами, что понятно: добром дело не кончится. Кресло–качалка то ли от сквозняка, то ли от присутствия какого–то потаенного духа все норовит, качнувшись вправо, качнуться влево. И наоборот. Не верите?

Говорят, что хороший режиссер может поставить даже телефонную книгу — все равно смотреть будет интересно. Вот случай с «Пеликаном» напоминает мне эту историю. Стриндберг тут режиссеру не нужен, с тем же успехом он мог ставить «Малыша и Карлсона».

«Мощно!» «Глубоко копают!» — слышал я со всех сторон от благодарных зрителей во время показа. Действительно, к актерской игре Людмилы Сидоркевич, Галины Чернобаевой, молодых дарований РТБД тут не подкопаешься: лихо выдают чистый психодел. Но играют больных с моральной точки зрения людей. Для актера, может быть, задача и интересная, но вот зрителю, худо–бедно «волокущему» в театральном процессе, за всей этой психопатологией наблюдать неинтересно. Драматургическая схема задана автором, но режиссер еще и усилил лишь обозначенные в тексте скабрезности. Мать тут спит с зятем, морит голодом сына и дочь. От чего они, заморыши, страдают и физической, и умственной неполноценностью. Сын еще и регулярно прикладывается к шнапсу, или что они там в Швеции пьют долгими зимними вечерами.

«Пеликан» — вещь поздняя, написанная, видимо, уже между просветами сознания у самого автора, страдавшего психическим заболеванием. Семья тут уже не просто территория морального террора, а корабль уродов, где один другого краше.

Вообще уже второй раз после недавнего «Портрета» по Гоголю у Гарцуева в постановках на первый план выходит тема телесного и физического. Смотреть на то, как заправски молодой актер Максим Брагинец управляется с примой Людмилой Сидоркевич, по–своему довольно занимательно. Даром, что ли, возрастной ценз премьеры обозначен как «18+».

Видимо, режиссер сам себя вообразил тут пеликаном, миф о котором упоминают в пьесе. Мол, когда заканчивается корм, пеликан кормит своих птенцов собственной кровью. Может и так, не знаю. Я не орнитолог. И театр предпочитаю не столь модный и экстравагантный, как нынешняя премьера.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 132 (25014). Вторник, 12 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter