Острый тренер

Странные эти люди - тренеры.
Странные эти люди - тренеры. Когда-то Лев Филатов, известнейший спортивный журналист, очень точно сформулировал их удел: "То фавор, то опала". То аплодисменты, то соль на раны. Такая работа. Анатолию Байдачному все это известно очень хорошо. И того и другого было у него с лихвой. Клубные команды и сборные, которыми он руководил, выигрывали и чемпионаты континента, и национальные первенства, достигали наивысших в своей истории результатов, однако по закону жанра сегодня он встречает свое 50-летие необремененным тренерской должностью. При этом, словно подтверждая присущее ему чувство юмора, говорит: "Губит людей не работа, а отсутствие отдыха".

Случай

"Часто бывает, что исход боя предопределяет самая прозаическая случайность", - любил говорить в свое время Наполеон. Случай многое определил и в жизни Анатолия Байдачного. В середине 70-х молодой, но уже достаточно авторитетный форвард московского "Динамо" никак не ожидал, что краткосрочная командировка в Минск растянется на долгие годы. И сам остался в белорусской столице, и родителей перетянул, и именно сюда он всегда возвращается из своих странствий. А уж беспокойная тренерская должность предоставила ему возможность поездить по миру - Украина, Кипр, Сирия, Кувейт, Молдова, Россия, где работал Байдачный, наверняка заслуживают хотя бы книги путевых очерков, тем более что он сам когда-то закончил журфак БГУ. "Для того чтобы журналисты всегда цитировали ваши послематчевые высказывания на пресс-конференциях?" - пытаюсь уточнить я у одного из лучших футбольных "оракулов" России (есть такой шутливый рейтинг фраз у пишущей братии). Впрочем, наш с ним вечерний, в редакционной тиши разговор приоткрывает его несколько с другой стороны: не импульсивного, а спокойного, уверенного в себе человека. Хотя, как не понять: он отдыхает дома, в семье, все налажено, устроено, какие проблемы?

- Так никуда, даже на Канары не съездили, Анатолий Николаевич?

- А зачем? Когда подолгу не бываешь дома, то приедешь и никуда уже не хочется. Хорошо побыть с семьей, погулять с внуком. Кстати, вот приехал из Ростова: в Минске аккуратно, ухожено, красиво, действительно - европейский город. По сравнению с российскими - разница огромная. Может, только Москва там поярче сияет. Вот нам бы еще немножко денежек, можно было бы и футбол белорусский поднять.

Начало

В общем-то, футбольная карьера Байдачного сложилась. Выступал за московское "Динамо", сборную СССР. Вице-чемпион Европы 1972 года, между прочим. Правда, слов благодарности он и его партнеры по команде тогда не услышали: проигрыш в финале немцам партийно-спортивные начальники расценили чуть ли не как идеологическую диверсию. "Это теперь встречали бы футболистов как национальных героев: с цветами и оркестрами". Запомнился ему и финал Кубка обладателей кубков с "Глазго Рейнджерс", когда зрители, выбежав на поле, фактически сорвали динамовцам Москвы финальный штурм. Что до переезда в Минск, то в белорусской команде пришлось Анатолию попробовать вкус не только высшей, но и первой лиги. А когда "Динамо" набрало силы для рывка к чемпионскому званию, Байдачного уже в команде не было: травма поставила крест на дальнейших выступлениях.

Пути-дороги

Как он сам признается, всю нерастраченную игроцкую энергию, неутоленную жажду борьбы, желание побеждать Байдачный перенес на тренерскую деятельность. Тем более что ему, молодому да раннему, доверили могилевский "Днепр", выступавший тогда во второй союзной лиге. И под руководством 30-летнего наставника могилевчане добились того, что не удавалось ни одному белорусскому клубу ни до того, ни после того - завоевать путевку в класс рангом выше. "Команда тогда хорошая подобралась: молодая, амбициозная. Многие потом в высшей лиге заиграли - Щербаков, Панчик, Белошапко", - рассказывает он. Однако на этом "сказка" закончилась. "Днепр" в первой лиге не удержался. "Почему? Наверное, не хватило мне тренерского опыта. Да и тогда не только на футбольном поле все решалось. Хватало разных закулисных моментов, договорных матчей".

После была высшая школа тренеров в Москве и годы работы за границей. Под руководством Байдачного молодежная сборная Сирии стала чемпионом Азии, никогда не хватавший звезд с неба новороссийский "Черноморец" стал 6-м в России и завоевал путевку на Кубок УЕФА. Да и другие команды с приходом Анатолия Николаевича всегда "реанимировались", оживали. Было и краткосрочное возвращение в 97-м в Минск. Тогда "Динамо", кстати, в последний пока раз завоевало звание чемпиона страны.

- Вас, как ни странно, причисляют к ученикам Лобановского. А ведь в его командах вы не играли и не работали?

- Уж если называть себя учеником кого-то, то, пожалуй, стоит вспомнить Константина Ивановича Бескова, у которого я начинал в московском "Динамо". Хотя взгляды Лобановского на футбол мне близки. С ними впервые я познакомился, когда минчан тренировал Олег Базилевич, сподвижник Валерия Васильевича. Позже мы с Лобановским много общались, когда работали одновременно в Кувейте. Не скрою, что за это время я почерпнул у него очень много и вырос как тренер.

- Сегодня в российском футболе международного уровня наставников уже нет?

- Почему? Бесков уже не работает с командами, а Олег Иванович Романцев своими результатами в "Спартаке" это доказал. Согласитесь, 8 титулов чемпионов страны за 10 лет того стоят. Плюс выход в полуфинал Кубка УЕФА, предыдущие результаты в Лиге чемпионов.

- А как вы оцениваете конфликт Дмитрия Сычева со "Спартаком"?

- Досконально ситуацию не знаю. Поэтому мне трудно судить. Вполне допускаю, что в этом деле существует и какая-то третья сторона, располагающая правами на игрока. И чем это дело завершится, сложно сказать. Но в любом случае, мне кажется, в проигрыше окажется футболист. Все-таки он еще очень молод. "Спартак" проживет без Сычева в любом случае. На его месте будут играть другие. А вот получится ли у парня еще где-то заиграть?

- А почему в Ростове так и не прижился Геннадий Тумилович? Хороший вратарь, прекрасно играл за сборную Беларуси?

- Наверное, "Ростсельмаш" - просто не его команда. Так бывает. Старается игрок, тренируется, а игра не идет. Гене, пожалуй, только один матч против "Локомотива" в прошлом году удался. А так вратарь он, бесспорно, способный.

- Ваш сын также пробовал себя в футболе. Но сложилось впечатление, что, в отличие от других тренеров в подобной ситуации, вы ему мало помогали: даже в основной состав своих команд редко ставили?

- Вы знаете: я доволен своим сыном. Он женился, подарил мне внука, получил второе образование и теперь пробует себя на новой стезе. Важно, что он определился в жизни и все у него хорошо получается. Вот это, по-моему, самое главное. А что до футбольной карьеры, то это, видимо, было не его.

Судьба

"Каждый ступивший на тренерскую стезю должен знать - его судьба закодирована на неудачу". Мудрый Андрей Петрович Старостин знал, что говорил, - поэтому никогда не брался тренировать. Анатолий Николаевич Байдачный без этой зачастую неблагодарной работы себя уже не мыслит.

- Вам не обидно, что в последние годы приходится работать в клубах, которые не ставят перед собой больших турнирных задач?

- Да, пора уже на Север с Юга перебираться. Тяжело постоянно брать клубы из низов, тем более когда они находятся в критической ситуации. Быть спасателем, как в Новороссийске, Ростове. Провинциальным командам трудно бороться с грандами. Бедные в футбол сейчас не играют, играют богатые, а потому силу клубов зачастую определяют финансовые возможности.

- А какую команду вы согласитесь возглавить? Ту, что предложит лучшие финансовые условия для тренера, или более скромную в материальном плане, но с хорошей родословной и амбициями?

- Конечно, определяющим станет то, какие задачи ставит перед собой клуб, за что он будет бороться в турнире. Именно это для меня более важно.

- Кстати, не раз Байдачного "сватали" в московское "Динамо"?

- Пока никак не удается состыковаться. Звали, когда я был занят - имел контракты с другими клубами. А то, наоборот, я свободен, а там другой тренер работает. Но все может быть. Почему бы нет?..

Игрокам всегда легче: их на поле - 11. Потому радость победы и горечь поражений автоматически делятся на это число и раскладываются почти поровну на плечи команды. Тренер - всегда один. И в радости, и в горе. Как капитан на корабле - всегда в ответе за все и за всех. Такова судьба и Анатолия Байдачного. Но он сам выбрал ее. И ни о чем не жалеет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter