Как относиться к феномену моды в стиле милитари?

Униформа с содержанием

На днях на значительной части постсоветского пространства многими отмечался необычный юбилей — 140 лет с того дня, как на российском морском флоте (а большой вклад в его развитие и победы внесли и тысячи наших земляков) была впервые официально введена тельняшка. Любопытно, что день рождения культовой униформы 19 августа стремились отметить не только моряки и морские пехотинцы, но и десантники, пограничники, спасатели, спецназовцы. Легендарный тельник, правда, разных расцветок, давно стал символом храбрости, мужества не только на морях, но и в поднебесье, и среди людей сухопутных. В том числе гражданских. Несмотря на почтенный возраст, полосатая майка прекрасно вписывается в современную милитари–моду. Впрочем, это касается и многих других вещей из военного гардероба. Камуфляжу, берцам, солдатским кепи, снайперским очкам и прочим воинственным аксессуарам солдатской экипировки, кажется, все слои населения покорны. Вот только всегда ли уместна милитари–одежда в наших мирных городах и весях? Нет ли перебора в военизированных пристрастиях нынешних модников? Быть может, право на ношение тельняшек и камуфляжа нужно заслужить?


Эти и другие вопросы задает своему оппоненту зачинщик очередной дискуссии на «Спор–площадке». Припасены у противника домашних гардеробов цвета хаки и свои аргументы. Не лезет в карман за словом и приверженец стильных пятнистых штанов да курток. Думается, есть что сказать и читателям. Ждем откликов!


Уж в камуфляж невтерпеж


Будь я иностранцем, гостем Минска, наверное, подумал бы, что белорусы — самый воинственный народ. Камуфляж разнообразных расцветок, тельняшки, тяжелые армейские ботинки, пятнистые банданы, зеленые кепки, черные майки, короткие стрижки, микроавтобусы и джипы с надписями «На Берлин!» на задних и боковых окнах... «А не рвануть ли назад в зону Шенгена?» — подумал бы я, окажись интуристом. Но я–то поднаторел, ведь не один год дивлюсь милитари–стилягам. Посему слегка ошалевшего приезжего всегда успокою. Дескать, не смотрите, господин хороший, на того мужика в камуфляжных шароварах — то обычный дворник, вместо «калаша» у него метла. А эти парни в тельняшках и берцах — не стрелковый взвод. Так у нас одеваются многие строители. Этакие гвардии штукатуры, крановщики быстрого реагирования! Молодой человек в каске — не мотоциклист вермахта, просто у байкеров мода такая. Да и вообще, герр–сэр, привыкайте: у нас рыбака легко можно спутать с воином–разведчиком из Марьиной Горки, а экипировке грибника позавидует снайпер «Альфы».


Впрочем, не мы одни такие — весь мир такой. Милитари–мода, маршируя по планете, то достигает масштабов форменного бума, то временно отступает под натиском, к примеру, хипстеров, эмо, яппи. Говорят, когда цвет хаки достигает пика популярности, — это не к добру. Мол, если в воздухе пахнет порохом, люди инстинктивно, в целях самообороны, используют боевую раскраску. Почувствовав интерес к околовоенной тематике, милитари–бутики, ларьки с аксессуарами наращивают свои военторговские мускулы. За примерами далеко ходить не нужно — в России после крымских событий на ура расходятся майки из коллекции «Вежливые люди». В Украине, судя по телерепортажам и сводкам из Донбасса, уже вообще трудно отличить гражданского от военного. А мы за всем этим наблюдаем, молодежь наша перенимает тенденции соседской военной моды...


Однако в камуфляже, кажется, мы шагаем кто в лес кто по грибы уже давно. Одна из причин лежит на поверхности. Молодое поколение, не секрет, растет хиловатым и здоровьем богатырским похвастать не может. Но в кумирах–то у юношества по–прежнему супермены! Естественное желание — выглядеть похоже, причем «не парясь», приобретая брутальность, условно говоря, в интернет–магазине. Разумеется, иной «ботан» в экипировке морского пехотинца, особенно с высоты птичьего полета, выглядит круче гопника. Но суровый вид такого отставной козы барабанщика может впечатлить разве что ясельную группу. Потому, к примеру, 2 августа все эти ряженые куда–то исчезают. Стыдно, боязно? Ведь на улицы в тельняшках и беретах выходят парни, которые могут задать вполне конкретный вопрос: «В каком полку служил? А слабо толкнуть землю 51 раз?»


Я ведь к чему клоню, Роман: камуфляж, тельняшка на пацане, который хочет откосить от армии, — не по Сеньке шапка. Раньше о таких говорили с легким презрением: «Моряк — с печки бряк». Или с иронией: «Во! Мальбрук в поход собрался». Любое облачение к тому же должно быть ко времени и к месту. Во всем мире рабочие носят спецовки — вот и нашим пролетариям не следует облачаться в полевые мундиры. Не нужно и шоферам, грузчикам, комбайнерам, пусть даже отслужившим срочную в армии, амуницию каждый день наглаживать — не в караул ведь, а на работу собрались. Молодежь на вас, мужики, смотрит и начинает романтизировать войну. Между тем любой ветеран Великой Отечественной, «афганец» скажет, что война — кровь и грязь и будь она проклята...


Сейчас, как известно, в наших городах появилось немало беженцев с юго–востока Украины. Наверняка они с недоумением смотрят, например, на многих белорусских дачников, будто не на прополку, а на зачистку собирающихся: рюкзаки, как у десантников, перчатки, как у «солдат удачи»! Не понять тому, кто спасся из–под артобстрелов, почему обывателям мирной страны так хочется выглядеть искушенными вояками... Смотри, что советуют мирным жителям эксперты по вопросам поведения в условиях вооруженных конфликтов: «Ничего камуфляжного цвета надевать на себя нельзя. Если вы думаете, что эта зеленоватая одежда сделает вас менее заметными в траве или под деревьями, — все наоборот. Ни в коем случае нельзя, чтобы вас принимали за военных. Любой военный или человек в камуфляже — главная мишень на войне».


Да, слава богу, порохом в Минске, Климовичах, Лиозно, Витебске и не пахнет, однако чуть ли не массово наряжаться военными — явный перегиб, безвкусица. У любой униформы — свой смысл, свое содержание. То, что по праву носит товарищ сержант, нелепо, даже кощунственно смотрится на завсегдатае пивнушки. Не должна, считаю, военная амуниция быть общедоступной...


Знаешь, Роман, у меня есть возможность и майки черные с грозными эмблемами носить, и тельники, и кепки зеленые. Работа такая — о службе белорусских спецназовцев частенько пишу, на базах особых отрядов бываю. Но предпочитаю облачаться в цивильное. Моя униформа — обычный костюм. Желаю, ничего не маскируя, не камуфлируя, быть самим собой.


spetsnaz@sb.by



Война халтуре


Слишком глубоко копаешь, Андрей. Причины популярности военной одежды лежат на поверхности, не надо погружаться в пучину психоанализа. Маскировка для хиляков, говоришь? Повтори это тем здоровенным мужикам, которые каждый день копаются в развалах ношеной униформы на рынках. Им вроде бы ни к чему придавать себе налет дутой мужественности. Если спросишь, они пожмут плечами и ответят односложно: «Практично». Я и сам любитель армейских курток и комбинезонов, даже — не побоюсь признаться — шопоголик–тряпочник в смысле камуфляжа, поэтому расшифрую, что имеют в виду мужики.


Наверное, мне бы понадобилась большая гардеробная комната, если бы на каждый случай заводил особую одежку. Там бы висели (каждому отдельная вешалка) костюмы для рыбалки и охоты. Потом — специальное одеяние для посещения гаража, в чем не жалко под машиной поваляться и резину поменять. На собственной полке — спецовка для строительных работ на даче. Отдельная роба — сходить по грибы. Особый фартук, чтобы пожарить шашлык. Еще балахон сборщика ягод, наряд туриста, облачение огородника, одежда велосипедиста... Да ты за кого меня принимаешь?! Вся эта груда вещей, количество которых сделало бы честь гламурной моднице, легко заменяется всего одним комплектом удобного армейского камуфляжа. И внешний вид в списке его достоинств стоит на последнем месте.


Да и то как посмотреть. Например, красоту упомянутой тобой тельняшки еще в начале прошлого века открыла для женщин сама Коко Шанель. Она сделала предмет сугубо мужского гардероба жемчужиной своей бунтарской коллекции в морском стиле. Говорят, модницы оценили то, что тельняшка подходит буквально ко всему и не стесняет движений. И сейчас трудно назвать знаменитость, которая бы не появлялась на людях в когда–то антигламурном тельнике.


Но все–таки универсальность военной одежды стоит, по–моему, на первом месте. Почти везде, кроме офиса и рождественского бала, она уместна. Потом та самая практичность: немаркость, прочность, обилие карманов для мелочей, всякие липучки, кнопки и прочие застежки, которые не дадут клещу да комару проникнуть в рукав или за шиворот. Одежда, изначально сшитая для боя, оказалась применима во многих областях мирной жизни. Ну куда подашься в твоем пиджаке? Лишь в президиум и в ресторан. Но вокруг масса других интересных мест. Да и то — потянешься ты в кафе за солонкой, а пиджак возьми и лопни под мышкой. Потому что швы не усилены двойной строчкой, на локтях не вшита дополнительная защита, да и сама ткань, как правило, нежная на разрыв. Из–под проезжающего троллейбуса брызнуло, и все — тащи свой пиджак в химчистку, потому как не выдержит он обычной стиральной машины. Вот уж где действительно неудобная для современного человека одежда. Если он, конечно, живет не только на работе.


А если все–таки попытаться последовать твоему примеру и откопать глубоко залегшие причины повального увлечения армейской одеждой, то я думаю вот что. Идущие где–то военные действия ни при чем. Народ просто соскучился по качеству. Массовая цивильная одежда шьется так, будто носить ее предстоит один день. Думаю, так и есть: это проделки маркетологов, намеренно снизивших запас прочности вещей, и не только в легкой промышленности. Выпускаются автомобили, рассчитанные на пять лет и начинающие «сыпаться» после этого срока. Бытовая техника из хрупкой дешевой пластмассы, которая неминуемо потрескается. Мебель, не выдерживающая больше нескольких лет эксплуатации. Вот, к примеру, есть у нас шкаф, возведенный (другого слова не подберу) в 50–е годы прошлого века. Настоящее дерево. Глыба! Монолит! До сих пор служит. А его далекий потомок, собранный из каких–то прессованных отходов деревообработки, развалился за пять лет. И теперь покупатель просто вынужден будет бежать в магазин за новой трухлявой моделью той же фабрики. И так во всем. Производители давно бы прогорели, выпускай они качественные вещи, способные служить десятилетия. Кто вздумает менять старую куртку, если ей нет сносу? Вот и приходится покупать одежду, живущую до первой стирки. Но не все с этим смирились. Армия, экипировка которой не зависит от спроса–предложения, осталась последней надеждой любителей качества. Популярность военной одежды — это своего рода социальный протест против маркетинговых уловок промышленников, намеренно выпускающих халтурные, рвущиеся и маркие вещи. Добротный камуфляж — альтернатива нарядам–однодневкам.


Добью тебя таким весомым доводом, как низкая цена пятнистых штанов и курток. Они дешевы: армейским тыловикам нет нужды отбивать немалые суммы за услуги модельеров, сочиняющих фасоны военного гардероба, поэтому в стоимость камуфляжа эти расходы не заложены.


Сегодня суббота, Андрей. Предпоследние летние выходные. Надеюсь, ты не проводишь их в пыльном городе. Ожидаю, что твой скучный и непрактичный пиджак мелькнет среди «вудланда», «флектарна», «мультикама», «флоры» и других камуфляжных расцветок, популярных у грибников, рыбаков и любителей шашлыков.


rud@sb.by


Советская Белоруссия №160 (24541). Суббота, 23 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter