Система единого расчетного информационного пространства заявила у нас о себе в 2008 году, и сегодня аббревиатура ЕРИП уже не требует долгих объяснений. Достоинства расчетов по–новому налицо: мы получили возможность избавиться от ненавистных очередей в кассы банков и почтовых отделений и не подстраиваться под их график — оплатить счета можно, устроившись дома на диване или даже улегшись на пляже за тысячи километров от родины. Хотелось бы написать: «Это легко и просто». Если бы не картинки с натуры, которые то и дело приходится наблюдать у инфокиосков... Граждане в очередной раз паникуют перед новым и прогрессивным или в системе действительно что–то не так?
— Ой, девушка, не могли бы вы мне помочь? Никак не могу оплатить городской телефон мамы, которая живет в Могилеве... — женщина лет 45 смущенно топчется возле инфокиоска, установленного в торговом центре. — Вот свой минский номер знаю, как оплачивать, а мамин — первый раз пришлось. И тут такая путаница!
До этого момента я считала себя уже довольно продвинутым юзером в системе «Расчет», которой успешно пользуюсь 2 года, но история с могилевским абонентом «Белтелекома», увы, неожиданно поставила в тупик. С полчаса возились. Еще и собрав вокруг сочувствующих. В конце концов, всем миром с горем пополам телефон оплатили. Солидный мужчина, представившийся кандидатом математических наук (к слову, он первым вышел на правильный след в лабиринте электронного «дерева»), грустно подытожил: «Задумка ЕРИП просто блестящая, а вот исполнение пока — увы...»
Сетования, что, дескать, ЕРИП слишком сложен и нелогичен, сегодня можно услышать едва не в каждой сберкассе и на почте. Пожилые люди часто смотрят на банкоматы и инфокиоски вообще как на классовых врагов! А интернет–банкинг?
— Никогда в жизни! — машет одной рукой пенсионерка Ольга Трофимовна, другой вручая оператору филиала № 514 ОАО «АСБ Беларусбанк» целый веер квитков для оплаты.
А вот молодая мама, наоборот, просит консультанта обучить премудростям электронного банковского сервиса: мол, в другом банке взяли такую комиссию, когда оплачивала «коммуналку», что сейчас готова на любой ликбез. Желающих пройти подобный «мастер–класс» последнее время стало примерно вдвое больше, признают специалисты.
— Помощь в совершении платежей через систему ЕРИП требуется буквально каждому второму клиенту. Еще недавно такого интереса не наблюдалось, — анализирует обстановку ведущий специалист филиала № 514 ОАО «АСБ Беларусбанк» Анна Кондратеня, причем отмечает: процесс обучения проходит отнюдь не гладко. — Чаще всего люди жалуются на то, что им не удается найти путь к конкретному платежу. Конечно, ведь на главный экран выведена только оплата мобильной связи! А если требуется произвести оплату, например, за интернет, детский садик, кружки, коммунальные услуги и совершить другие популярные платежи, то можно потерять уйму времени в поисках нужного звена...
Скажем, оплата интернета: здесь целых три ветки, и у каждой своя логика и конечный результат! Почему бы не свести всех провайдеров в одну общую папку «Интернет»? Что уж говорить о рядовых пользователях, если даже консультант порой не сразу может разобраться, что нужно клиенту, признается Анна Витальевна:
— И тогда приходится пользоваться поисковиком и идентифицировать получателя платежа по расчетному счету. А если его нет? Ведь гражданину так говорят: «Оплатите через систему ЕРИП за кружок такой–то...», а расчетного счета не дают. Клиент, обращаясь ко мне, называет номер детского сада и дает название кружка, но эта информация оказывается бесполезной! Тогда ничего не остается, как просто заходить в каждую программу, все подряд открывать и проверять, проверять... Было бы намного легче, если бы логика системы «Расчет» строилась строго по отраслевому принципу на языке, понятном большинству... А еще платеж, совершенный в инфокиоске по карточке, сохраняется, а такой же за наличные средства — почему–то нет. Вот и получается, что какие–то маленькие ложки дегтя портят в общем–то замечательную бочку меда.
Задача объяснять принципы общения с ЕРИП сегодня входит в круг обязанностей каждого сотрудника банка. Но если одни граждане с интересом внимают и действительно стараются что–то освоить, то другие открыто заявляют: «Это неинтересно, в следующий раз все равно к вам приду!» Многие испытывают просто панический страх перед инфокиоском, считает Анна Кондратеня:
— Элементарно не доверяют системе: а вдруг деньги пойдут куда–то не туда? И такие случаи известны. Как потом выясняется, дело не только в том, что клиент ошибся и ввел не те данные — ошибалась и система. С другой стороны, от промаха не застрахованы и банковские сотрудники...
Дружественнее всего к ЕРИП настроены люди около 40 лет и несколько старше, молодежь старается вникнуть. Хотя опять же студенты очень недовольны сложностями поиска оплаты за общежитие, спортивные секции, бассейны... В общем, это та новация, которая, похоже, требует притирки с обеих сторон.
Штрих к проблеме
Квитанции, которые выдает терминал, или распечатки после оплаты через интернет–банкинг, увы, по–прежнему принимают далеко не все организации, мол, нет печати кассира. Речь и о многих вузах, и о ГАИ, налоговой инспекции и др. Вот раз–другой столкнувшись с подобной ситуацией, клиент уже невольно и избегает терминала, идя по старинке к кассе...
Шпаргалка для «чайников»
1. Находим закладку ЕРИП (в банкомате, инфокиоске или интернет–банкинге).
2. Открываем «дерево услуг» (они делятся на общереспубликанские и региональные).
3. Находим производителя услуг.
4. Находим услугу (информация о ее местонахождении — в квитанциях на оплату либо на сайте конкретного предприятия). Если не смогли найти, воспользуйтесь поиском.
5. Вводим реквизиты для осуществления платежа (например, лицевой счет, номер телефона, номер договора на оказание услуг и т.д.).
6. Проверяем правильность введенных реквизитов.
7. Проводим платеж.
Компетентно
Заместитель начальника главного управления единого расчетного и информационного пространства Нацбанка Наталья Штевнина:
— В 2008 году работа ЕРИП начиналась при участии всего 4 банков и буквально 2 — 3 производителей услуг. Сегодня в системе уже 24 расчетных агента (организации, которые предоставляют свою инфраструктуру для приема платежей) плюс РУП «Белпочта». С помощью ЕРИП можно оплатить 52.000 видов услуг от 10.500 производителей. Впечатляет? Теперь представьте, как нелегко их структурировать. Мы в курсе всех проблем и сложностей, которые возникают у населения, часто они противоречивы, поэтому угодить абсолютно всем едва ли когда–нибудь возможно. Однако мнения о работе системы для нас очень важны, мы периодически их анализируем. Надо понимать: любое изменение в программном обеспечении влечет за собой просто гигантские расходы. Часто, к примеру, звучат такие просьбы: «А сделайте в ЕРИП такой же простой и удобный поиск, как в Гугле...» Да без проблем, если бы мы располагали такими же объемами финансирования...
Вообще, вместо того чтобы воевать с ЕРИП, с ним все–таки лучше подружиться. Чтобы начать формировать собственную, простую и понятную самому плательщику, «корзину услуг», нужно, наконец, перестать обходить стороной инфокиоски, бубня «не хочу, не понимаю, не буду», и просто совершить в системе хотя бы один платеж. Терминал выдаст чек, на котором будет написан ваш уникальный номер в ЕРИП. Потом остается самостоятельно (или с помощью консультанта) привязывать к нему все, что заблагорассудится. Причем система всякий раз предлагает запомнить совершенный платеж, назвать его любым удобным и запоминающимся именем. Наиболее частые и важные можно расположить на своей главной странице в разделе «Любимые платежи». Например, моя личная корзина состоит из 18 платежей. И все важны. Благодаря ЕРИП мне не нужно держать их все в голове.
Номер плательщика в ЕРИП не только уникален, но и универсален: если однажды вы все–таки связали с ним все свои финансовые обязательства, то можно сколько угодно менять банк, работу, место жительства и т.д., а личный номер в ЕРИП по умолчанию будет везде следовать за хозяином и «носить» за ним «корзину с платежами». Кстати, одна из последних новинок в системе — возможность настройки автооплаты. То есть выставляемые счета, в том числе за услуги связи, будут погашаться автоматически при достаточном наличии средств на банковской карте плательщика.
С любым вопросом можно ежедневно, с 8.00 до 20.00, обратиться в контакт-центр системы «Расчет» по тел. 141. Звонок с городского телефона бесплатный, с мобильного — согласно тарифам операторов мобильной связи.
Разработчики ЕРИП опровергают
«Как только зарегистрируешься в ЕРИП, все твои данные, в том числе финансовые, сразу же рискуют попасть в руки сетевых мошенников!».
— Нет, сведения о платежах передаются по защищенным каналам связи в закрытой для общего доступа сети передачи данных. Кассы, банкоматы, инфокиоски и т.п., предоставляемые банками для совершения электронных платежей, не имеют выхода в сеть интернет. А интернет–банкинг имеет мощную техническую охрану: учетные данные и пароли для работы в системе тоже надежно защищены от утечки.
«Если ошибешься с реквизитами платежа и деньги уйдут не туда, то можно попрощаться с ними навсегда!».
— ЕРИП хранит все данные о том, куда и что было перечислено. Если даже вы ошиблись с реквизитами платежа, то деньги не потеряются: просто обратитесь с проблемой в банк, где вам помогут вернуть средства и зачислить их правильно.
eversman@sb.by
Советская Белоруссия № 107 (24737). Вторник, 9 июня 2015