Развод чистой воды

Многие мои коллеги и знакомые подверглись массовой атаке компании, торгующей фильтрами для воды...

Многие мои коллеги и знакомые из разных регионов страны подверглись массовой атаке компании, торгующей фильтрами для воды. Да какой назойливой! Звонят на мобильные — и раз, и два, и три. Причем уже точно знают ваше имя и фамилию. Предлагают тут же выехать на дом и совершенно бесплатно проверить, что же льется у вас из крана. И после нехитрых наглядных опытов обязательно оказывается, что вода просто опасна для жизни! В конце концов зазвонил и мой телефон. Вежливый женский голос поинтересовался, не хочу ли я бесплатно протестировать качество воды в своей квартире? Конечно, хочу!


«Козленочком станешь»?


С долей здорового скептицизма смотреть «представление» собрались всей семьей. Заявился молодой человек, назвавшийся Олегом и с ходу признавшийся, что еще учится в университете. Похоже, и нас принял за студентов. Его «соло» началось с примитивных вопросов о том, нужна ли вода человеческому организму, почему и зачем? После плавно перешли к опытам. Мы выставили два стаканчика с водой: из крана и бутилированной. Третий он заполнил жидкостью из принесенной с собой бутылочки — мол, уже очищенная их чудодейственным фильтром. Жестом волшебника извлек из недр сумки электронный приборчик, похожий на градусник: «Это ультрановая установка — TDS–метр, и мы сейчас увидим количество молекул в данном образце. Ну, сколько в ней содержится примесей, нитратов, кишечных палочек...» Забегая вперед, скажу, что подобный «ультрановый» тестер без проблем можно найти в интернете за 50 долларов...


Если верить экспресс–анализу, результаты неутешительны. В водопроводной воде прибор показал 200 примесей. В бутилированной — примерно 170. На жидкости Олега тестер высветил всего лишь 6. Почему–то расходились показания таблиц, по которым мы могли сами определить «опасность». По одной — вода попадала под категорию «удовлетворительная».


— Старые исследования, — выдернул из–под носа бумажку Олег и подсунул распечатку «новейших исследований», согласно которым наш образец перекочевал в «неудовлетворительные».


А потом начались фокусы. На свет появился еще один прибор, «электролизер». Он должен был пролить свет, какие именно вредности скрываются за цифрами. Внешне все напоминало работу двойного кипятильника: «электролизер» поместили в стаканы и спустя несколько мгновений вода помутнела, порыжела, всплыл коричневый осадок. Выглядело и правда жутковато.


— О боже, сколько в ней хлора! — закатил глаза Олег, всем своим видом показывая, что он не понимает, как мы тут еще живы. Его водичка опять стойко выдержала испытания.


Вообще, узнали мы много нового. Скажем, что все сотрудники компании Олега в течение года изучают в Германии молекулы воды. Что живем мы в «черной зоне» Минска (Фрунзенский район). Получше вода в Ленинском и Заводском районах, но «далеко не артезианская». Поэтому, дескать, нам срочно необходим фильтр. Товар отменного немецкого качества, сделанный в Польше, уже установили себе 8 тысяч человек. Как же, 20 лет гарантии, 9 ступеней очистки. Правда, мол, сначала воду фильтруют настолько, что напрочь исчезают полезные элементы, а на 6–й стадии минерализируют, добавляя кальций, магний. Полезно ли это? Вопрос повис в воздухе. В ход пошли рассказы из серии: «Одна женщина долго не могла забеременеть, но благодаря нашей воде стала мамой замечательного малыша». За комплект просили неслабо: 745 евро и еще 70 евро за доставку, установку и «волшебный» фильтр для душа. Но «только здесь и сейчас» Олег был готов подарить нам последние 3 пункта за маленькую услугу: написать 40 телефонов знакомых, к которым он сможет приехать (вот и объяснение, откуда компания знает мое имя и телефон!). Мы сделали вид, что клюнули. Коробка с фильтром материализовалась у нас дома...


Точки над «i»


Я решила проверить, действительно ли вода в кранах столь ужасна, как на том настаивают представители подобных компаний. Свою воду, «протестированную», и ту, что оставил «для сравнения» Олег, отнесла на экспертизу в одну из минских лабораторий (хотя, конечно, для полной объективности отбирать пробы должны специалисты в определенную тару). Проверяли мои образцы только на соответствие по химическим показателям, причем лаборанты не знали, где какая вода. И результаты ясно показали: с помощью таких вот экспресс–шоу и сеансов психологических манипуляций нас просто околпачивают!


Оказалось, вода из крана полностью соответствовала всем химическим показателям по установленным санитарным правилам. Более того, ту, которую пропустили через фильтр, признали физиологически неполноценной и непригодной для питья! Большинство элементов в ней значительно не дотягивали до нормы.


По словам заместителя начальника «Минскводопровода» Анатолия Черноморца, ежедневно, даже в выходные и праздничные дни, их организация отбирает пробы во всех административных районах города. Анализы проводит аккредитованная лаборатория. В год получается около 160 тысяч анализов. Поэтому эксперты с уверенностью заявляют: сегодня опасений по качеству питьевой воды в Минске нет! Вообще, вода попадает в городские краны из двух источников: подземного и поверхностного. 75 процентов минчан пользуются водой из первого. Понятно, она без запаха и привкуса хлора. Да, например, в Московском районе он чувствуется, но это не означает, что вода здесь вредна. Что касается «черных точек» города, то представители компании апеллируют надуманной информацией, не имеющей ничего общего с реальной ситуацией.


С продавцами фильтров приходилось сталкиваться и Анатолию Черноморцу. Однако после того как он попросил принести документ, подтверждающий регистрацию их приборов  в нашей стране, торговцы исчезли. И немудрено. Их методика определения качества воды официально не признана, поскольку не дает объективной оценки. С помощью TDS–метра нельзя определить, является вода питьевой или нет. Кроме того, показатели этого прибора, например, по жесткости, ниже, чем они должны быть по правилам. Электролиз? Это вообще чисто электрохимический процесс. Происходит реакция в воде на пропускаемый через нее ток. Визуальные изменения, которые мы наблюдаем, — из разряда наглядных школьных опытов. Так что подобные «фокусы» — не что иное, как игра на публику.

В лабораторию порой звонят люди, купившие аналогичные фильтры. Экспертам всегда очень грустно слышать дрожащий голос пенсионеров, которым прибор разрекламировали как панацею от всех бед. Люди поверили, купили и только потом засомневались, а стоило ли? Увы... Никто не спорит: фильтры порой необходимы. Не будем ставить под сомнение и качество «втюхиваемого» товара. Возмущает другое — методы его продажи. Ну и, конечно, цены. Каждому из моих знакомых фильтры предлагали по разной стоимости: от 5 миллионов до... 800 евро. А ведь аналогичные модели можно без труда найти раза в 4 дешевле...


Прибор я, конечно, не купила. Через две недели погрустневший представитель компании пришел забрать свою коробку.


Ольга Белова.


Тем временем


Ни стыда, ни совести


Систему по очистке воды 90–летней могилевчанке К. навязали в декабре, когда она была одна дома. Представившись работниками домоуправления, сотрудники фирмы уговорили ее купить прибор за 1,5 миллиона рублей. Доверчивая старушка с небольшой пенсией переплатила почти вдвое. Могла бы приобрести то же самое в магазине примерно за 800 тысяч рублей. В городском обществе защиты потребителей детям К. помогли написать претензию к фирме. Ответа от коммерсантов пока нет.


«Эпидемия» по распространению пресловутых приборов началась в Могилеве еще осенью 2011 года. Дельцы повадились в жилые дома в дневное время, когда в квартирах одни пенсионеры. Представляясь коммунальниками, созывали собрания. Убеждали, что вода в городе никуда не годится, и буквально навязывали очистительные системы по «специальной» цене.


Председатель Могилевского городского общества защиты потребителей Василий Черный всерьез обеспокоен ситуацией:


— Проблема в том, что договоры коммерсанты составляют по всем правилам. Опрометчиво заплаченные деньги удается вернуть в единичных случаях. Весь прошлый год через СМИ мы призывали людей быть осторожнее. Но, увы, к нам по–прежнему поступают жалобы, которых набралось уже несколько десятков.


Директор могилевского «Горводоканала» Валерий Тимошенко в очередной раз напоминает, что вода в городе артезианская, в дополнительной очистке не нуждается. Но настырных «коммунальников» с фильтрами становится все больше...


Ирина МЕНДЕЛЕВА, «СБ».


Товар надо фильтровать


...Мне тоже позвонили с незнакомого номера. В субботу.


— Вы с супругом сегодня дома? Можем вам бесплатно проверить воду. Она в вашем доме очень плохая...


Может быть. Да, частенько с ржавыми хлопьями. Потому давно пьем бутилированную.


— Откуда у вас мой номер? — сержусь в ответ. И отключаю телефон.


Но в воскресенье зазвонил домофон:


— Мы пришли проверить вашу воду. Бесплатно.


В «Брестводоканале» о навязчивых продавцах, которые делают организации антирекламу, наслышаны. Инженер–химик предприятия Игорь Борсук заверяет:


— Мы ежедневно проверяем воду на выпуске с водозаборов — по микробиологическим показателям, на содержание железа, на привкус и запах, мутность и цветность. Раз в неделю — на радиологию. Вода у нас стандартная.


То же подтвердили и в Брестском зональном центре гигиены и эпидемиологии. Встречаются превышения по железу. Потому эпидемиологи ничего против фильтров не имеют. Вот только советуют подумать, прежде чем платить 5 миллионов. В брестских магазинах фильтры значительно дешевле.


Валентина КОЗЛОВИЧ, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter