В стране снижается производство рыбы

На безрыбье

Люди постарше помнят: в советское время все предприятия общепита были обязаны раз в неделю проводить «рыбный день», который обычно приходился на четверг. Так государство стимулировало потребление рыбных блюд, чтобы компенсировать тогдашний дефицит мяса. Сегодня повторить забытую традицию было бы проблематично. Если все рестораны, кафе и столовые единовременно ей последуют, рыбопродуктов собственного производства может просто не хватить. И это притом что по насыщенности водными ресурсами в виде рек и озер, искусственных прудов, каналов и водохранилищ Беларусь занимает одно из первых мест в мире. Разводи и лови сколько нужно! Но нет. Вместо появления на рынке новых ценных пород рыбы (стерляди, форели, лосося...) от наших рыбхозов и арендаторов по доступной цене с прилавков исчезла даже традиционная крупная рыба: карп, амур, щука, судак, лещ... Продается импортная. Такой неутешительный вывод прозвучал на заседании коллегии Комитета госконтроля, посвященном итогам реализации Госпрограммы рыбохозяйственной деятельности на 2011 — 2015 годы.


Фото БелТА

В цифрах ситуация выглядит так. В 2015 году среднестатистический белорус употребил 13,2 кг рыбы и морепродуктов при годовой норме в 16 — 24 кг. Небольшой рост потребления в последние годы достигнут исключительно благодаря импорту, который увеличился со 112 до 150 тыс. тонн в год. При этом товарной рыбы собственного производства за пять лет реализовано более чем вдвое меньше, чем ввозится за год: 63,3 тыс. тонн, или 60 процентов от заданий госпрограммы. Не выполнены и планы по созданию специализированных индустриальных комплексов для выращивания лососевых, сомовых и осетровых пород: вместо 16 появилось всего 6.

Рыбохозяйственная технология, в принципе, не отличается, скажем, от птицеводческой или мясо–молочной: надо получить молодняк, откормить его и сохранить. Проблемы — на всех этапах. Первый упрек прозвучал в адрес науки, которую представляет специализированный Институт рыбного хозяйства Академии наук. При нем предполагалось создание селекционно–племенных центров для обеспечения рыбхозов посадочным материалом ценных видов рыбы. Один из таких должен был появиться в хозрасчетном рыбоводном участке «Вилейка». Его строительство даже не начиналось. Институт отчитывается за выполнение неких исследований и освоение продуктов, комбикормов, ветпрепаратов, но рыбоводы–промышленники о них не знают: производство зачастую не начиналось, эффект был чисто бумажным.

К промышленникам тоже немало претензий. Один из примеров — рыбхоз «Тремля» в Петриковском районе, где в 2015 году не использовались 6 очищенных за бюджетные деньги выростных прудов. Во многих других и того хуже: пруды массово зарастают и превращаются в болота, где только лягушек разводить. Большинство рыбхозов убыточны.

Может быть, у частников дела лучше? Фермерское хозяйство «Михалевский край», арендуя водный объект площадью 3,5 га, в 2014 — 2015 годах рыбу не продавало и налоги не платило. Арендная плата за это время составила... 2 млн рублей. Некоторые арендаторы хозяйствуют столь «эффективно», что выработка на одного трудящегося составляет двести тысяч рублей в месяц! Деятельность многих арендаторов, заметил Председатель КГК Леонид Анфимов, лишь создает неудобства местным жителям и наводит на мысли о теневом бизнесе.

Резюме: программа по развитию рыбохозяйственной отрасли оказалась наиболее проблемной из всех госпрограмм минувшей пятилетки, итоги которых оценивал госконтроль. Представитель Минсельхозпрода — как основного заказчика и координатора программы — в оправдание ссылался на недофинансирование, засуху двух последних лет и другие причины. Но главную ошибку в целом признал: контроль за ее реализацией на всех стадиях был неэффективным. Обещал учесть критику в дальнейших действиях.

Очень хотелось бы увидеть результаты на прилавках наших магазинов.

Виктор ПОНОМАРЕВ.

ponomarev@sb.by

К сведению

Как мешком по голове



Фото gosinspekciya.by
Резонансное уголовное дело в отношении троих жителей Ушачского района направлено в суд. Молодые люди — всем чуть больше 30 — обвиняются в браконьерстве. А необычна история тем, что рыбаки ловили окуней чуть ли не руками и складывали в мешок для картофеля. Дело подсудное. Кроме того, их обяжут выплатить материальный ущерб — экологи оценили его почти в полмиллиарда рублей. Плюс штраф. Уникальным по своим финансовым издержкам считает данное уголовное дело прокурор Ушачского района Максим Подворный:

— Браконьерство в наших краях — не редкость. Ежегодно рассматриваем по 5 — 6 фактов. Но здесь интересна предыстория. Двое строителей и один рабочий сельхозпредприятия в запрещенное законом время промышляли не на озере или реке, а в ручье. Он соединяет два водоема. Увидели окуней, сбегали за мешком и сачком. Наловили около 30 килограммов. Потом инспектора добычу пересчитали — более 700 рыбешек. Вот и получился ущерб в сумме 459 миллионов рублей. Это особо крупный размер, и по инкриминируемой рыбакам статье альтернативы реальному лишению свободы не предусмотрено.

Остается добавить, что ранее участники «рыбного» дела несудимы. По месту работы характеризуются положительно.

***

За 15 добротных линей браконьер из Борисовского района Николай К. получил почти 22 миллиона штрафа. Этого рыбака сотрудники Борисовской межрайонной инспекции заприметили, обследуя акваторию реки Березина возле деревни Рогатка, рассказывает начальник подразделения Олег Ковалевский. При появлении проверяющих К. стал спешно, как говорится, сворачивать удочки и что было силы — на весла. Но деревянное самодельное суденышко было не так лихо, как хозяин, потому вскоре сдалось на милость инспекторов. Николай же успел сигануть за борт и добирался до берега вплавь. Там его и поймали.

Улепетывал человек неспроста: в его лодке лежали запрещенная в рыболовстве сеть-мережа, 15 отборных линей и 5 особей другой рыбы. Житель Рогатки отнекиваться не стал, в незаконной ловле сознался.  

a_veresk@mail.ru

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 120 (25002). Суббота, 25 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter