Недавно на свет появился первый в мире робот–астронавт

Киборг с нами

Пару месяцев назад на свет появился первый в мире робот–астронавт...

Когда в начале прошлого века Карел Чапек придумал слово «робот», он вряд ли представлял, что дает имя целому явлению. А ведь первое работающее человекоподобное устройство появилось еще в 1730–х! Можете себе представить, что далекий предок андроида уже тогда умел играть на флейте? Интерес к роботам просто зашкаливал в 1980–е: их активно разрабатывали, о них снимали фантастические фильмы, пророчили сказочное будущее. Именно тогда мир породил «Терминатора» и «Робокопа». Но со временем пресытились, тему, как, впрочем, и все инженерное образование, отодвинули куда–то на задворки. Сегодня, кажется, робототехника получила второе дыхание, а ученые вновь выдвигают сенсационные прогнозы: лет через пять «офисный планктон» вымрет — и ему на смену придут, кто бы вы думали? Непривередливые устройства с искусственным интеллектом. Просто идеальные сотрудники, которые не сбегают на перекуры, не пьют кофе на рабочих местах и, главное, не требуют повышения зарплаты. У клерков, к слову, уже есть повод для опасения: появились устройства, которые с легкостью выполняют рутинную канцелярскую работу.

Знаете ли вы, что всего–то пару месяцев назад на свет появился первый в мире робот–астронавт? Японское изобретение по имени Киробо с начала ноября сопровождает астронавтов на МКС. Чудо–помощник может распознавать голоса, жесты, речь и лица, понимать по–японски и записывать все происходящее вокруг на видео. Фантастика, шагнувшая в жизнь! А роботы–экскурсоводы и роботы–врачи, которые помогают осмотреть пациента дистанционно? Робот же по уходу за больными с ограниченными двигательными возможностями и вовсе способен решить одну из острейших проблем — нехватки сиделок. При росте 140 см он может достаточно легко и даже нежно, как утверждают его конструкторы, поднять пациента весом до 120 кг на своих руках, оснащенных 400 сенсорами. И готов даже внять пожеланиям своего подопечного. Коммерческий выпуск такого робота уже начался в Японии.


Подогревают сегодня интерес к технологиям и новостные ленты, где все чаще ньюсмейкерами становятся именно роботы. Казалось бы, чего взять с бездушной машины? Но вдруг американский робот–художник прославляется уникальными картинами в стиле абстракционизма. А в это время австрийский робот–чистильщик совершает... самоубийство. Почему–то самостоятельно включился, залез на электрическую плитку и сгорел «заживо». В местной прессе тут же остроумно заметили: видно, опостылела ему постоянная уборка!


А что у нас? Григорий Прокопович, научный сотрудник Объединенного института проблем информатики НАН, подтверждает: интерес к искусственному интеллекту в последнее время действительно растет, как и к нанотехнологиям, и биотехнике. Следующий шаг — целый сектор в институте по робототехнике. Сейчас здесь трудятся над созданием отечественного устройства, и первые наработки уже несколько лет используют в обучении студентов БНТУ. Сделанная с нуля инновация умеет двигаться, сканировать пространство, создавать карту местности. Планов и идей много, правда, на пути к очередной ступеньке смелые замыслы уже по традиции тонут в сложностях с финансированием и материальной базой.


Кто–кто, а школьники так и вовсе готовы часами осваивать новые технологии. Это сегодня Игорь Белевич — директор ООО «Школа робототехники», а совсем недавно он метался по городу в поисках полезного и увлекательного занятия для своего 6–летнего сынишки. Так родилась идея с лего–роботами, которые на пике популярности в России с 2006–го, а в США с 2003 года.


Первые группы открылись в минской 37–й гимназии, где сейчас занимаются около 70 ребят. Вот–вот начнутся занятия при 42–й школе, там ожидают более 100 учеников. Готовится к работе и новополоцкий филиал, где уже скопилось несколько десятков заявлений. Сейчас в школе робототехники собрались ребята с 1–го по 9–й классы, в группах по 8 — 10 человек, одно занятие стоит 45 тысяч, абонемент на месяц — 360 тысяч рублей. Интерес школьников преподаватели объясняют просто: ребята начинают конструировать и собирать новые устройства, потом переходят в мир микроэлектроники, создают свои первые программы. Заместитель директора «Школы робототехники» Федор Кищенко говорит, что с младшими школьниками осваивают простейшие наборы, малыши собирают по инструкции танцующих птичек, обезьян–барабанщиц. Кто полагает, что подрастающее поколение умом не блещет, наверняка удивится, как ловко с программированием роботов справляются даже первоклашки! Вот и у нас на глазах малыши заставляли своих роботов, пусть пока самых простых, наворачивать круги по полу школьного класса. Заинтересовать техникой планируют и самых старших ребят, упор сделают на работу с микросхемами. К слову, Объединенный институт проблем информатики НАН уже разработал для школы платы, воплощение их на практике — за заводом «Луч». Дело это серьезное, ведь неспроста всемирно известный Массачусетский технологический институт использует роботов в учебном процессе.

— Главная наша цель — популяризация профессии инженера, — признает Федор Кищенко. — Сегодня спрашиваем у детей, кто такие инженеры, и большинство представляют этакого дядьку в робе, который расхаживает по заводу. А ведь программист — это тоже инженер. И при работе с роботами дети легко осваивают азы программирования. Есть приятный стимул для обучения: в следующем году в Москве пройдут международные соревнования, где роботы должны будут, например, проезжать лабиринты, выталкивать предметы...


Думаете, увлечение только для мальчиков? Среди учеников сегодня 15 — 20 процентов — девочки. Здесь такой тенденции уже не удивляются: на внутришкольных соревнованиях по робототехнике всем дала фору... четвероклассница.


Совсем недавно новации появились и при репетиторском центре «100 баллов». Здесь осваивают лего–роботов новейшего поколения EV3, мировая премьера которых состоялась в августе. Сейчас при деле в основном ученики 4 — 7–х классов. Каждое занятие стартует с теории, а затем ребята переходят к практике: собирают роботов и программируют их передвижения. В группе не больше восьми человек — на каждого по комплекту, поэтому все при деле. Занятие в 120 минут стоит 110 тысяч рублей, первое — бесплатно.


Сегодня школьники осваивают простейшие повороты. На мониторе — непонятные схемы и цифры. У взрослого человека с гуманитарным образованием голова идет кругом. Поэтому и впечатляет, когда четвероклашка 50–й гимназии Антон Белько раскладывает все по полочкам:


— Это независимое управление колесами, это градусы, это скорость. Простого робота, чтобы ездил, можно собрать где–то за полчаса. А, например, на щенка времени уйдет больше, потому что он более «нагружен».


Преподаватель Глеб Карней, студент факультета прикладной математики и информатики БГУ, объясняет: есть базовые модели с инструкциями, например, приводные платформы, щенки. Это начальный уровень, и к концу занятий ребята уже дают таким роботам простые команды. Дальше можно проявить смекалку и сделать что–то свое — работает принцип, как в «Лего». Пока ребята заканчивают собирать щенка, подтягиваются родители, которые тоже не скрывают интереса. Еще бы, ведь, скажем, Олег Шмык год искал для своего 12–летнего сына подобные занятия. Говорит, старое доброе «Лего» — уже пройденный этап, а сегодня важно развивать у ребенка конструкторское мышление, ведь наш материальный мир плотно соприкасается с миром компьютерным.


Репетитор Евгений Ливянт уверен: это еще и прекрасный шанс мягко выдернуть ребенка из зависимости от компьютерных игр, но главное — основа современного инженерного образования. А директор репетиционного центра Инна Шуневич пользу лего–роботов описывает просто: «Это гаджеты, которые развивают мозг. Важно понимать, что речь идет в первую очередь именно о занятиях, к которым нужно готовиться, а не о простом развлечении. На фоне всеобщего интереса к программированию дети не только получают теоретические знания, но и видят, как все это работает на практике. К тому времени, когда они вырастут, наверняка особенно актуальным будет именно комплексный подход к решению технических задач». Да, весомое преимущество.


Советская Белоруссия №222 (24359). Вторник, 26 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter