В Минске экспонируют редкие фотографии 1941 - 1944 годов стоимостью $3 миллиона

Успели и показали

Горящие дома в Минске 24 июня 1941 года. Едущие друг к другу трамвай и танк на улице блокадного Ленинграда. Братская могила в Сталинграде, ограда которой составлена из железных спинок кроватей. Кошка с простреленным ухом в городке Жиздра. Человеческая рука в печи крематория лагеря смерти Штутгоф. Выжившие узники Освенцима и Бухенвальда. Женщина, бродящая по полю с телами убитых солдат. Портрет снайпера 3–го Белорусского фронта Сергея Везбердева, на счету которого 486 гитлеровцев. Ефрейторы Осипенко и Валяйкин, устроившие самодельную баню. Красноармеец, играющий на скрипке на руинах... И еще много других фотозарисовок, представляющих Великую Отечественную войну с разных ракурсов — неожиданных, небанальных, показаны в минском музее истории войны. Здесь открылась выставка коллекционеров из Израиля Льва и Александра Бородулиных «Успеть показать...».


Александр Бородулин
Фото Павла Поташникова


170 кадров 1941 — 1945 годов — это всего лишь часть одного из крупнейших в мире собраний советской фотографии, которым владеют Бородулины. Аукционы Sothуbey’s и Bahnam’s оценили эти раритеты более чем в 3 миллиона долларов.

Среди авторов снимков мне бросается в глаза имя Давида Минскера, который запечатлел горящую столицу 24 июня 1941–го, а потом вел репортажи с фронта. Знатоки узнают на фотографиях почерк Евгения Халдея, Макса Альперта, Дмитрия Бальтерманца, Анатолия Морозова, а для широкой публики эти фамилии, вероятно, станут открытием, как и многие запечатленные ими детали военного времени.


С радостью отмечаю, что среди множества военных кадров попадаются и белорусские. Одна из простых по композиции, возможно, даже постановочная, но очень яркая своим содержанием работа Михаила Савина «На поля Белоруссии пришел мир». Снятые в июле 1944–го белые гуси на фоне закопченного танка — красноречивая иллюстрация темы освобождения нашей страны, победы мира над войной.

Александр Бородулин специально подбирал для выставки снимки с моментами истории нашей страны:

— Некоторые из них представлены широкой публике впервые. Возможно, далеко не все фотографии выразительны, однако они показывают, что происходило в те страшные годы на этой земле. Надеюсь, что многих наших современников эти раритетные снимки впечатлят.


Лев Бородулин назвал экспозицию «Успеть показать...»: «Я боялся, что не доживу, не успею показать эти снимки». Успел. Он прошел всю войну, в 1942 году получил тяжелое ранение. Участвовал в обороне Москвы и взятии Берлина. Фотографии Великой Отечественной начал собирать вскоре после ее окончания. Когда покидал свою часть, однополчане попросили его составить фотолетопись боев, в которых они участвовали. Благодаря этому Лев познакомился со многими известными военными фотокорреспондентами, а с некоторыми подружился и начал собирать их лучшие работы. Сын Льва — Александр — продолжил дело, приобретая негативы и оригинальные фото 1941 — 1945 годов.

На открытии минской выставки Александр Бородулин откровенничал:

— Для меня тема войны очень личная. 12 братьев и сестер моей бабушки были убиты в Бабьем Яру. Мой дядя со стороны матери пошел в ополчение и погиб под Москвой, когда им выдавали одну винтовку на 20 человек. Мои родственники в Польше все погибли...


Инициатор выставки и главный куратор проекта Майя Кацнельсон уверена, что зритель, кроме того что увидит события более чем 70–летней давности на старых снимках, но и глубоко их прочувствует:

— Эти кадры очень психологичные. Каждое запечатленное мгновение может намного больше рассказать, если чуть дольше постоять у снимка, изучить детали. Мы установили даже имена некоторых героев фотографий.

На выставке представлены также фотоаппараты военных корреспондентов из фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 190 (24820). Суббота, 3 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter