Композитор Вячеслав Кузнецов о том, как поставить балет и спеть Достоевского

Писать для вечности

Сейчас Вячеслав Кузнецов заканчивает новую работу для Большого театра —
балет «Анастасия»
об Анастасии Слуцкой.
Фото  Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.
Композитор, лауреат Государственной премии, профессор академии музыки Вячеслав Кузнецов — личность в музыкальном мире более чем известная. Меломаны наслаждаются его симфоническими произведениями, поклонники балетного искусства могли в полной мере оценить «Витовта», с блеском презентованного Большим театром оперы и балета. 28 января Президент подписал указ о присвоении композитору звания «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь», а сегодня в Белгосфилармонии прозвучит его хореографическая симфония «Клеопатра».

— Ваш балет «Витовт», поставленный в Большом театре, наделал шуму и с успехом идет до сих пор. Насколько сейчас востребованы сочинения такого рода?

— Балетная школа у нас очень сильная, да и танец публика любит. Есть традиция белорусских балетов, я ее продолжаю. Но имеются и свои сложности. Надо, во–первых, найти тему, во–вторых, заинтересовать театр, в–третьих, создать творческую группу, найти единомышленников, в–четвертых, профинансировать. И в–пятых, нужно, чтобы спектакль приносил какой–то доход, чтобы публика ходила на него. Если все сочетается — замечательно. У «Витовта», к примеру, была очень мощная постановочная группа, начиная с драматурга Алексея Дударева. Это, кстати, хорошая идея, когда театр выбирает тему, композитора, драматурга, художника.

— Если говорить о театре, то работа на заказ — вещь даже с точки зрения истории вполне естественная.

— Разумеется. Трудно представить картину, когда приходит молодой автор: вот, я написал оперу. Ну написал — и хорошо, поздравляем. Я считаю, что и Министерство культуры должно регулировать процесс. Пришла в Минкультуры какая–нибудь глобальная идея, например поставить оперу на наш национальный сюжет. И они решают: вот этого композитора попросим, вот этого художника и так далее. В идеале так должно быть, в крупных постановках, по крайней мере. Если композитор приносит небольшой вокальный цикл — его спели, и все. А театр — сложная, тяжелая машина, и пока еще запустишь ее в действие! Сейчас я (тоже по заказу театра) заканчиваю балет «Анастасия» — об Анастасии Слуцкой. Тот же принцип: позвали Анатолия Делендика, который сочинял сценарий к фильму, предложили написать балетное либретто и пригласили меня. И мы потихоньку с хореографом Юрием Трояном работаем. Шаг за шагом, не спеша.

— Сколько времени уходит на сочинение крупного произведения?

— Год–два, а то и три. «Клеопатру», которая 11 февраля прозвучит в Белгосфилармонии, я три года писал. Там, конечно, вы услышите чисто симфонический вариант балетной партитуры, но благодаря идее дирижера Александра Анисимова будут введены два чтеца — актеры театра Янки Купалы. Они дадут поэтическое наполнение: прозвучат тексты Плутарха, Брюсова, Ахматовой... Филармония — гостеприимный дом, я даже не вспомню, сколько моей музыки за годы там переиграли, но для меня честь звучать в этих стенах. 

Спектакль «Витовт» — это не учебное пособие по истории, а скорее сценическая фантазия.
Фото  Виталия  ГИЛЯ.

— Вы человек сведущий в литературе, причем, насколько я знаю, не только к поэзии обращаетесь, но и прозаиков стороной не обходите.

— Да, у меня есть опера «Записки сумасшедшего» по Гоголю. Замечательный текст, такой, что сам поется! Она, кстати, была поставлена в Большом театре в 2005 году. Оперу по Набокову написал — «Приглашение на казнь». Я ее предлагал к постановке, но отпугивает название, видимо. А Достоевский? Несколько попыток делал: хоровые произведения сочинял и вокальные.

— Вокальные? Как можно петь Достоевского?

— В «Бесах» есть эпиграф — цитата из Евангелия, — я его взял и распел. Получился «Фрагмент эпиграфа к роману Достоевского «Бесы». У Шостаковича есть «Четыре стихотворения капитана Лебядкина». Хотел попробовать к пятому музыку написать, и даже оперу по «Бесам» задумывал, однако задача, конечно, не самая простая. Подбирался к этому замыслу, но пока он только в проектах.

— А с современными авторами сотрудничаете?

— Меня привлекают не столько современные, сколько народные тексты. Я нахожу там много того, чего нет у сегодняшних авторов. Хотя у меня написано большое сочинение на стихи Яна Чечота для мужского хора, Богдановича очень люблю — он, по–моему, самый лиричный, пронзительный наш поэт, в каждой строчке чувствуются такая глубина и боль... И стихи у него очень музыкальные.

— Вы много пишете для хора, но сейчас хоры нередко воспринимаются как некая архаика.

— Наоборот, они более чем современны! Люди просто не знают, не интересуются, а вы представьте хоровой коллектив, капеллу, где 60 — 80 голосов. И вообразите, что сочинение написано с учетом каждого голоса. Какая это может быть музыка! Я не говорю о прибалтийских традициях, где хор — основа основ, но у нас в Беларуси громаднейший фольклорный пласт. Я в студенчестве ездил в этнографические экспедиции на Полесье: какие там места глубинные, бабушки в таких дальних деревнях — мы туда на лодках плыли, потому что дорог не было! Дело в том, что взятые из архивов и уже расшифрованные песни — это тень от настоящих, и надо всегда брать оригинал. Когда расшифровывается народная песня, на этой базе композитор потом создает некий общеевропейский вариант, упуская тонкости исполнения, весь колорит. Записать фольклорную песню, ее ритмические, интонационные повороты очень сложно. Легче сделать все по европейским стандартам — эстрада так и поступает. Берет алмаз, обтачивает его, приводит к общему знаменателю. Я понимаю, что и это тоже нужно ради популяризации фольклора, но если серьезно работать, то только опираясь на основы, на первоисточник.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 26 (24908). Четверг, 11 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter