Подробности громкого дела о 17-летнем подростке, который убил своего 5-летнего брата

Анатомия взрыва

Оказывается, внутренний мир человека, если его напитать злом и обидами, может однажды поразить тех, кто рядом, сильнее, чем взрыв. Взрыв произошел в семье, если так ее можно назвать, а еще точнее — в душе молодого человека на пороге совершеннолетия. Но результат оказался очень схожим с тем, что бывает и при взрыве тротила: погибшие, пострадавшие и пламя пожара.



Трагедия случилась в одной из квартир Гродно в августе прошлого года. Новость моментом облетела интернет и печатные СМИ: убит ребенок, получила ранения в голову его мать и подожжена квартира. Подозреваемого установили по свежим следам. Им оказался 17–летний юноша, сводный брат задушенного 5–летнего ребенка и сын доставленной в реанимационное отделение с поврежденным черепом пострадавшей. Что заложили во внутренний мир молодого человека, в его душу родители и окружение, если он оказался способным на такую жестокость, какие взрывоопасные предметы так сдетонировали? Ответ на этот вопрос подтверждает известную истину: корни всякой трагедии, как и успеха, нужно искать в семье.

Первый брак у матери Дениса, Татьяны, распался, когда ее первенцу было всего 2 года. Не сошлись характером, как пояснила в суде Татьяна. Спустя несколько лет судьба ее свела, как ей казалось, с более близким по духу человеком, Олегом З., который, отбыв длительный срок лишения свободы, только вернулся из мест не столь отдаленных. У пары родились двое сыновей. Многодетная семья получила льготный кредит на строительство трехкомнатной квартиры. Мать как могла старалась развивать детей: старший сын от первого брака Денис ходил в воскресную школу и театральный кружок, играл на музыкальных инструментах. Средний сын увлекся парусным спортом, младшего родители заинтересовали спортивной гимнастикой. В плане материальном неблагополучной семья не была. Татьяна, стараясь обустроить быт, помимо основной работы, много сил отдавала «незарегистрированной торгово–предпринимательской деятельности», поменяв за какой–то десяток лет для выездов за границу пять паспортов. Но, как известно, благополучие в семье — это не только и не столько вещи и достаток. Гораздо важнее моральный климат. Дети, особенно подростки, оценивают родителей очень высокой меркой, от них нельзя спрятать фальшь, лицемерие, жестокость и эгоизм.


Тот самый дом, в котором произошла роковая семейная драма.
Фото vgr.by


После первого отбытого мужем срока, как признала Татьяна, проблемы с законом у него не закончились. За хранение краденого последовало новое осуждение, административные наказания за хулиганство, распитие спиртного в общественных местах вообще тянулись шлейфом, потом появился интерес к наркотикам. Неудивительно, что отчим не стал для Дениса тем человеком, с которого он мог бы брать пример. Как рассказал на одном из допросов юноша, воспитывал его отчим в основном кулаком. Вдобавок тот часто уходил из дома, изменял жене. Все семейные неурядицы не были тайной для детей. Оба супруга особо не подбирали выражений как в адрес друг друга, так и старшего сына. Когда отчим, не стесняясь детей, привел домой жить другую, пользуясь тем, что Татьяна с младшим сыном в больнице, Денис ждал, что мать потребует развода. Но та продолжала пытаться, несмотря ни на что, удержать мужа. С этого времени дом и родителей Денису заменила компания и «взрослые развлечения» в виде спиртного. Последовали приводы в милицию, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних. Судя по записям участкового инспектора ИДН в профилактическом деле парня, с ним велись неоднократные беседы, даже якобы в футбольный турнир его вовлекли. Однако, как выяснилось в суде, ничего этого не было. Снова фальшь. За кражу спиртных напитков и пива из магазина учащийся технологического колледжа был наказан штрафом в размере 180 рублей. Чтобы заплатить эту сумму, мать устроила Дениса на летних каникулах к частному предпринимателю, однако долго он там не проработал. Татьяна пыталась воспитывать его криком, разве что руку не поднимала. Но все было напрасно, авторитетом у взрослого сына она уже не пользовалась, ее нравоучения только раздражали юношу и вызывали злобу.

В роковой день ругаться с мамой он начал с самого утра, когда отказался идти на работу и та поняла, что сын ее обманывал и уже давно не работает. Ближе к вечеру очередные упреки за потерянные вещи и прогулы вызвали в нем такой взрыв агрессии, что в ответ на занесенную ею руку он ударил кулаком в лицо. От сильного удара Татьяна упала на кровать, и тут у подростка появилась мысль добить. Он сбегал на кухню за молотком и ножом. Бил не менее 7 раз по голове, вложив в эти удары всю ненависть, что накопилась. Как потом покажет на следствии Денис, еще хотел ударить мать ножом в шею, но не стал, подумал, что она уже мертва. Выходя из спальни, где мать лежала без признаков жизни с окровавленной головой, наткнулся на младшего брата, который направился к телефону все рассказать бабушке. Страх неминуемой ответственности за содеянное толкнул молодого человека на чудовищный поступок — убрать свидетеля, брата, которого любил и помогал растить. Взяв на руки ничего не подозревающего пятилетнего Матвея, он отнес его в детскую комнату и удушил полотенцем, вжав лицо в подушку. Затем, чтобы скрыть следы тяжких преступлений, открыл газовые конфорки на кухне, достал из шкафа три бутылки водки, разлил по коврам и мебели в зале и поджег. После этого, прихватив две бутылки коньяка и деньги, закрыл квартиру и скрылся.


Татьяна пришла в сознание, когда по квартире уже распространялся огонь, и, открыв окно, стала звать на помощь соседей. Своего младшенького Матвея она не дозвалась. По счастливой случайности взрыв газа не произошел, а ведь могла взлететь на воздух целая девятиэтажка.

В ту же ночь на окраине города Дениса задержали. Следователям он дал подробные показания и о мотивах своих страшных поступков, и об их последовательности, на месте преступления показал, как душил брата, пытался убить мать, поджигал квартиру. Рассказал всю правду и в суде. Но потом, видя, как мать — живой очевидец его преступлений — активно его защищает и твердит, что не мог сын совершить этого, наспех сочинил версию о неизвестных лицах, ворвавшихся в квартиру. Эксперты–психиатры сделали вывод, что в основе такой взрывной неадекватной реакции обвиняемого на словесные упреки матери лежат его индивидуальные черты: эмоциональная неустойчивость, импульсивность, черствость, стремление настоять на своем мнении, склонность к протестным формам поведения и проявлению агрессии.

Безусловно, поведение человека в какой–то степени зависит от наследственных черт характера, но если в семье его воспитывают на принципах добра, внимания, взаимоуважения и справедливости, то это выработает у подростка адекватные формы поведения. В данном случае произошло по–другому. Игнорирование отчимом элементарных моральных и правовых норм поведения в семье, пассивное поведение матери в вопросах развода, претензии к поведению подростка при том, что он видел в семье, потеря в результате всякого авторитета в глазах сына позволили развиться и выплеснуться наружу крайней агрессии и жестокости у 17–летнего юноши. Казалось бы, в деле расставлены все точки. Но остается вопрос: почему Татьяна так рьяно отрицала вину старшего сына после того, как он фактически уничтожил и разрушил все, что она строила долгие годы? Ответ один: так ей психологически легче. Обвинив в преступлениях иных лиц, она тем самым снимает вину с себя, даже ценой предательства своего малыша, которого в суде некому, кроме гособвинения, было защитить. За то, какого отчима выбрала сыну, за постоянные семейные скандалы и взрывоопасную обстановку в семье, за спиртное, которое свободно хранилось дома, несмотря на то что Денис состоял на учете у нарколога, в конечном итоге — за воспитание сына–убийцы. Слепая материнская любовь всегда дает только горькие плоды.


За убийство брата, покушение на убийство матери и поджог квартиры гродненского подростка приговорили к 15 годам лишения свободы.
Фото belapan.com


Верховный Суд отклонил жалобы о невиновности несовершеннолетнего Дениса Б., признанного Гродненским областным судом виновным в убийстве малолетнего брата, покушении на убийство матери и умышленном поджоге квартиры. Приговор вступил в силу. Денису предстоит отбыть в местах лишения свободы 15 лет.

Светлана РАХМАН,
заместитель прокурора Гродненской области,
государственный обвинитель по уголовному делу.


Советская Белоруссия № 153 (25035). Четверг, 11 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter