Меломаны довольно потирают руки: осенний музыкальный марафон с участием звездных гастролеров набирает обороты не по дням, а по часам. В конце прошлой недели «Минск–Арена» одного за другим принимала дорогих во всех смыслах гостей. 6 ноября 15–тысячный комплекс оккупировал сэр Элтон Джон и его музыкальный бэнд. Не успел мэтр помахать фанатам ручкой, как распеваться на площадку уже пожаловали Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Филипп Киркоров и Кристина Орбакайте — цвет российского шоубиза приехал в Минск поздравить с юбилеем композитора Игоря Крутого. Корреспонденты «СБ» провели в стенах «Минск–Арены» целый день, чтобы узнать, чем живет и как готовится к встрече звезд ведущая концертная площадка страны.
Сергей Сасим. Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
До сэра Джона...
Главный инженер «Минск–Арены» Сергей Сасим работает на объекте уже пять лет:
— Площадка никогда не пустует. Если нет мероприятий, лед расписан с 8 до 23 часов. График здесь очень плотный: сегодня вечером может проходить матч КХЛ, а завтра — аншлаговый концерт популярного артиста, оборудование для которого занимает несколько десятков автофургонов. Наша задача подготовить площадку максимально качественно и, самое главное, в срок.
Мы приехали в «Арену» к восьми утра, за 12 часов до начала выступления британского маэстро. Думали, как раз успеем застать весь процесс трансформации ледовой площадки в концертную. Оказалось — опоздали. Несмотря на ранний час, работа здесь уже кипела вовсю.
Первым делом в арене меняют параметры микроклимата. Сейчас температура воздуха 18 — 19 градусов, но по ощущениям здесь гораздо холоднее — сказывается наличие пока еще ничем не прикрытого льда. Во время мероприятий специалисты следят за климат–контролем особенно тщательно: иногда разгоряченные болельщики или музыкальные фанаты могут поднять температуру в помещении сразу на несколько градусов. Тогда ее понижают искусственно — качество льда ни в коем случае не должно пострадать. Поскольку основное назначение большой арены — проведение соревнований по ледовым видам спорта, лед должен находиться в максимально готовом состоянии, чтобы к хоккейному матчу его можно было оперативно нарастить без сложных манипуляций:
— Диспетчерская «Минск–Арены» контролирует около 420 различных параметров. Среди них температура на разных участках, влажность, качество воздуха и многое другое. Эти показатели важны для работы холодильщиков и службы вентиляции, которые следят за уровнем углерода и направлением воздушных потоков.
Пока одни специалисты заняты регулировкой температуры, наблюдаем за работой тех, кто трудится над трансформацией льда. Сначала демонтируют борта и снимают стекла — работа на первый взгляд не пыльная, но трудоемкая. Когда стекла убраны, через ворота на площадку въезжают погрузчики. Везут «синьку». Главный инженер улыбается:
— Это мы так между собой называем специальное термоизолирующее покрытие «айсшейд», которое укладываем непосредственно на лед. Основное предназначение резиновых матов — не пропускать тепло и помочь сохранить лед в целости даже при нагретом зале. Плюс эти прокладки выдерживают огромный вес и не позволят повредить каток. Кроме того, такой ход позволяет увеличить вместимость арены и создать танцпол перед сценой, а также фан–зону.
Фото onliner.by
Когда лед готов, к работе подключаются техники, которые трудятся над возведением огромной сцены. Всю звуковую аппаратуру Элтон Джон везет с собой — так же, как и специалистов, ее обслуживающих. Техники «Минск–Арены» монтируют и настраивают только линейную акустическую систему, озвучивающую зал. Кто, за что и в каком порядке отвечает, прописано в техническом райдере певца:
— Чтобы наши специалисты не мешали работе команды музыканта и наоборот, все согласовывается заранее. В технических райдерах прописаны не только условия, но и штрафные санкции для организаторов, не создавших необходимых условий для качественного звука и света. У нас система давно отлажена, поэтому к тому моменту, как заедет артист, площадка, вот увидите, будет готова.
И точно — к обеду, когда маэстро вышел лично проинспектировать сцену, от ледовой площадки не осталось и следа. «Минск–Арена» встретила музыканта натертой до блеска сценой и пока пустым залом.
Фото Алины Царевой.
...и после
На часах — 23.00. Едва площадку покинул последний зритель, за дело вновь принялись специалисты–техники. Пока команда Элтона Джона (а это несколько десятков человек) собирала световое и звуковое оборудование, службы «Минск–Арены» уже готовились к концерту Игоря Крутого. Сергей Сасим комментирует:
— Это только кажется, что готовить сцену к двум концертам подряд сложно. На самом деле трансформации предстоят минимальные: сцена уже готова, стулья стоят. Было бы гораздо сложнее, если бы завтра был не концерт, а, скажем, хоккейный матч. Работы точно бы прибавилось: демонтаж сцены, сбор партерных стульев, подготовка льда... При достаточно небольшом техническом штате — около 30 человек — технология подготовки арены к мероприятиям у нас уже давно отлажена. Так что к утру площадка вновь будет готова принимать звезд.
Справка «СБ»
Официальное открытие многофункционального культурно–спортивного комплекса «Минск–Арена» состоялось 30 января 2010 года на Матче звезд Континентальной хоккейной лиги. Основное назначение большой арены — проведение матчей по ледовым видам спорта. Также предусмотрена возможность трансформации ледовой коробки в площадку для игровых видов спорта, спортивных единоборств, тяжелой атлетики, гимнастики, бокса.
leonovich@sb.by
Советская Белоруссия №214 (24595). Вторник, 11 ноября 2014.