Новый спектакль совсем не похож на все, что играется сегодня на купаловской сцене

Звезды сошлись

Звезды сошлись совсем не так, как в российском телевизионном шоу, и не для того, чтобы кому-то перемыть косточки. Не звездопад, а звездовосхождение произошло в театре имени Янки Купалы месяц назад.

Сцена из спектакля «Радзіва Прудок».

Утомленная театральная общественность, не имеющая крестьянских корней, а только дачки, встрепенулась. Заволновалась, бросилась доставать билеты в театр. Заодно искать книжку-дневник Андруся Горвата «Радзіва Прудок» и темпераментно рассуждать не о мировых проблемах, а о житейских нашей малой родины.

Есть какое-то милое созвучие у слов «радио» и «Родина». Полесская деревенька Прудок стала родиной автору книги и главному герою одноименного спектакля. В этой деревне не слышали про Wi-Fi, там все еще разговаривают не с цифровыми изобретениями, а общаются с радио.

Пусть у продвинутой молодежи это считается голосами прошлого. На селе радио было и есть. Оно источник информации и собеседник. Оно может припугнуть, рассмешить, посоветовать и скрасить одиночество. Поскольку в спектакле много говорится о космосе, радио — это звезда или планета, на которой все не так, как в ближнем круге.

Много всего написано, сыграно, изображено на тему сельской жизни. Есть авторы-мастера, и есть всегда узнаваемые крестьянские персонажи наподобие деда Щукаря, лихих бабенок, сильных мужиков. Своего рода бренды деревенской местности. А уж белорусская культура по части этих изображений в первых рядах.

Однако мне думается, что произошло в культуре особое событие. Нам открылась сегодняшняя жизнь обыкновенного человека (не бизнесмена, не менеджера, не офисного работника или силовика). Его часто называли простым человеком, хотя он далеко не прост. Жизнь трудяги на земле. Он виден не из иллюминатора космического корабля. Не сверху, не со стороны, а изнутри белорусской души, теплой и умеющей сострадать. Здесь живое дыхание жизни без прикрас. Как в той современной шутке: «Требуются рабочие для работы на работе. Оплата деньгами». Будто бы мы из виртуального мира перенеслись на грешную нашу землю и открыли ее заново.

В постановке заняты три актера: Михаил ЗУЙ, Светлана АНИКЕЙ и Дмитрий ЕСЕНЕВИЧ. Они исполняют шесть ролей.

Недавно российские ученые-социологи дискутировали о секретах белорусского характера. Старались разобраться в стереотипах и клише, искали непредвзятый взгляд на Беларусь и заявили, что традиционная черта нашего национального характера — консерватизм. Дескать, белорусы никогда не сломают старый дом, пока не выстроят новый. Наша интеллектуальная элита поддержала эту мысль. Особенно главный режиссер Купаловского театра Николай Пинигин, который знал, что на его сцене скоро выстрелит Прудок.

История простая, документальная. Журналист Горват, как и многие интеллектуалы в прежние времена, решил поработать дворником. Устроился в Купаловский театр, потом уехал в деревню Прудок, в хату умершего деда. Записывал свои мысли и наблюдения в дневник. Издал книгу. Молодые купаловцы Роман Подоляко и Михаил Зуй увлеклись ею. Был получен грант. Появился спектакль.

Он совсем не похож на все, что играется сегодня на купаловской сцене. В этой работе нет застывшей монументальности, нет жалости и нытья по поводу несправедливости жизни, нет чувства превосходства над неудачниками, нет фиги в кармане. Есть незамутненный взгляд современных людей на нашу сегодняшнюю жизнь и необъяснимость некоторых поступков. Главного героя в деревне спрашивают: «Почему приехал?» Ответ звучит так: «Захотелось».

Молодым актерам «захотелось» сделать что-то не такое и не так. Вместе с художником Катериной Шиманович придумались космическая деревня, существующая в звездном небе, округлые формы и железная кровать. Костюмы словно нарисованные, похожие на скафандры, плюс вязаные детали, смешные шапки, езда на велосипеде. Это совсем не мир современного села и вместе с тем абсолютная его узнаваемость.

Актеры полюбили реальный Прудок, стали туда наведываться, обогащать и корректировать свои впечатления. Режиссер спектакля Роман Подоляко является актером с большим опытом. Он не соблазнился возможностью самому поиграть. Режиссерское дарование посвятил тексту и работе со своими коллегами. Так родилась звездная актерская троица.

Михаил Зуй ведет рассказ от лица автора и, конечно же, использует свою особую неброскую индивидуальность, чтобы подчеркнуть подчинение обстоятельствам. Он не приехал в деревню как герой. Он не видит в этом героизма. Ему «захотелось» жить по-другому. Он бы и лежал на кровати рядом с котом Ромкой. Но что-то от характера белоруса требует: надо сажать, надо завести козу, надо ремонтировать дом. И надо мечтать о космосе, потому что этот космос поселился в тебе.

Дмитрий Есеневич — актер яркого комедийного дарования. У него тихий юмор, как у Евгения Леонова и Геннадия Овсянникова. Иногда шумный, ироничный, как у Андрея Миронова и Павла Харланчука. Сравниваю, чтобы было понятно. На самом же деле Есеневич самобытен, многое может, легко переключается с одного характера на другой. Думаю, лучшие роли еще впереди.

Светлана Аникей — уже признанная купаловская звезда, которой всегда кажется, что работы мало. Она охотно идет в любые проекты и даже заграничные. Все на пользу, потому что безграничны пластические и интонационные возможности актрисы. Думаю, у нее нет вообще слабых работ. В «Радзіва Прудок» она и молодуха, и любопытная соседка, и хитроватая старушенция, и подруга главного героя. Всегда разная и всегда очень активная.

Актерская троица на высоте. Никто не стремится солировать или выделяться. Команда в самом лучшем смысле. Вместе с режиссером и сценографом они создают особый мир людской общности по законам психологической правды и необъятности человеческих желаний. Это не мечты о потерянном рае, не призыв ехать к земле, не подвиг человека, которому нечего терять. Это хороший, качественный национальный театр, который не разочарует любого зрителя. Просто звезды сошлись во взглядах на высокое искусство.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter