Людмила Саенкова рассказала о фильме режиссера Джоша Буна "Виноваты звезды"

Звездная пыль

Людмила Саенкова о фильме режиссера Джоша Буна "Виноваты звезды"
Фильм американского режиссера Джоша Буна «Виноваты звезды», похоже, числится в фаворитах зрительской аудитории разных стран (кассовые сборы — четверть миллиарда долларов за небольшой срок). Причины на это, естественно, есть.

кіно.jpg

Ладно скроенная, ровная картина, сделанная по всем канонам средней голливудской продукции, умиляет добротным бытом, игрушечными таунхаусами с безупречными газонами, идеальными семейными отношениями с ритуалами совместных завтраков и ужинов, открыточными видами городских пейзажей. На фоне этого смоделированного рекламного антуража разыгрывается мелодрама — жанр абсолютно беспроигрышный у особо чувствительной части населения. К тому же Джош Бун, хотя и молодой режиссер (35 лет), но уже успел проявить себя знатоком сложных мелодраматических коллизий: например, непростые отношения бывших супругов, отцов и детей (в 2012 году вышел его дебютный фильм «Застрял в любви»). Мелодрама всегда предполагает драматический накал и обязательную установку на диалог, который выражается в эмоциональном сопереживании, сочувствии, сострадании. «Виноваты звезды» предполагает именно такую реакцию. В русскоязычном переводе названия фильма исчез определенный элемент рока, который тоже, как правило, есть в подобных жанрах. Дословный перевод англоязычного названия The fault in our stars может быть и таким — «По вине наших звезд» (т.е. «не сошлось»), что означает некую роковую предопределенность, своеобразную «запрограммированность» на единственно возможный выход, который и тот оказывается далеко не лучшим.


Герои фильма —17–летние Хейзел (Шейлин Вудли) и Огастус (Энсел Эльгерт) — пациенты онкоклиники. В их роке воплощается идея общего человеческого бессилия перед трагической неизбежностью. Фильм не о болезни, а о чувствах молодых людей, которые так истово пытаются прорваться сквозь кем–то обозначенный финал. В отличие от Ромео и Джульетты они точно знают, что проживают свои последние дни. Жизнь уходящих мгновений полна приключений, радости, игры даже тогда, когда им приходится сочинять себе надгробные речи и разыгрывать похоронные обряды. Время речей и ритуалов наступает с трагической обреченностью.


Но все же, все же... Что–то есть в этом фильме такое, чему не веришь и сопротивляешься, против чего восстаешь. И это «что–то» — некая легкость, с какой режиссер рассматривает такую трудную и очень щепетильную ситуацию. Есть темы, где легкость непозволительна. Как–то чересчур все красиво, просто и комфортно. То юная пара наслаждается друг другом в Америке, то потом они начинают свое путешествие по Голландии, поцелуи на фоне каналов, ужин в роскошном ресторане, любовь в дорогом отеле. Недоумение возникает и тогда, когда герои под аплодисменты публики целуются в амстердамском музее Анны Франк. Много всего того, что отвлекает от главного и лишает фильм человеческой проницательности, душевной сосредоточенности. Апофеозом всей этой несерьезности стали родители влюбленной пары. Явно переигрывающие, с обилием гримас, ужимок немолодые мамочки (Лора Дерн, Миа Гович) смотрятся нелепо в обрамлении равнодушно статичных моложавых отцов (Сэм Траммелл, Дэвид Уэйлен). Ярким акцентом взрослой линии стал острохарактерный Уиллем Дефо, который сыграл то ли взбалмошного мизантропа, то ли человеколюбивого мудреца.


Получилась мелодрама тинейджерского свойства. Слишком силен в ней дух беспечности и резвой бодрости. И дело здесь не в звездах.


lpsm3163@mail.ru


Советская Белоруссия №183 (24564). Четверг, 25 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter