Топ-менеджеры большинства новых отелей признаются: в начале осени заполняемость объектов в Минске не дотягивает и до 30 %

Звезд на всех хватит

Накануне чемпионата мира по хоккею игроки гостиничного рынка в предвкушении потирали руки...
А вы знаете, сколько в Париже гостиниц и отелей? Почти две тысячи! Немудрено: полюбоваться видом c Эйфелевой башни и выпить кофе с горячими круассанами сюда ежегодно приезжает несколько миллионов туристов. Минск, конечно же, не Париж. Гостей у нас куда меньше. Да и отелей всего 44. Хотя слово «всего» употребить будет не совсем уместным: оказывается, заполнить все 9320 номеров не так-то просто. Но хотельеры над этим работают — снижают цены и улучшают сервис. А клиенты от этого только выигрывают.

гост1.jpg

Накануне чемпионата мира по хоккею игроки гостиничного рынка в предвкушении потирали руки: спортивный праздник должен был дать серьезный толчок  развитию отрасли. Так и произошло: в Минске появилось 14 новых отелей и, главное, существенно увеличилось число трехзвездочных гостиниц. Именно их больше других и не хватало (как оказывается, не хватает и по сей день) городу. Ведь еще какое-то время назад большую долю рынка занимали достаточно дорогие гостиницы уровня 4 и 5 звезд. А вот те объекты, на которые и существует массовый спрос со стороны небогатых туристов, просто не были представлены в достаточном количестве.


Топ-менеджеры большинства новых отелей признаются: в начале осени заполняемость значительной части объектов в Минске не дотягивает и до 30 %, хотя «официальный» показатель в большинстве гостиниц держится на уровне 54 %. Цифра, надо признать, средняя. Да и стоит ли удивляться: лето всегда отмечается спадом деловой активности, а число приезжающих в страну туристов нельзя увеличить в разы в одночасье. Впрочем, в гостиничном бизнесе рассчитывают, что совсем скоро этот показатель пойдет вверх. 


— Сегодня гостиницы работают с минимальной рентабельностью. Судите сами: в погоне за клиентами некоторые отели снизили цены на 30 — 40 %, — разводит руками управляющий гостиницей «Виктория Олимп» Алексей Подоматько. — Причем у государственных предприятий все скидки строго регламентированы, а вот частники могут себе позволить хоть по два раза на день цены «перекручивать».


Вместе с тем поводов для грусти нет. От сложившейся ситуации выигрывают только клиенты. Наконец-то цены номеров в Минске снизились и приблизились к европейским! Ведь за что всегда критиковали белорусские гостиницы иностранцы? За чрезмерно высокий ценник.


Алексей Подоматько приводит пример: если до ЧМ-2014 по хоккею номер «single» в четырехзвездочной гостинице стоил $ 180 (с завтраком «шведский стол»), то сегодня цифра опустилась до $ 126. Некоторое время назад именно ценовой вопрос отпугивал многих зарубежных гостей, говорит эксперт. По пути из России в Европу или наоборот: последние предпочитали лишние полдня побродить по городу, оставив вещи на хранение в камере на вокзале, чем платить баснословные, по их мнению, деньги за номер. Даже смотаться на ночевку в Вильнюс было незазорным — стоимость билета и номер «стандарт» по цене оказывались все равно дешевле, нежели провести ночь в Минске. Сегодня на рынке появилась настоящая конкуренция. И каждый отель должен продумать и выстроить четкую политику для привлечения постояльцев. В  «Виктории Олимп», например, знают, как зарабатывать: в построенном рядом с отелем бизнес-центре сдаются офисы, пользуются популярностью у жителей города ресторан и спа-комплекс, а у делового сообщества популярен конгресс-зал с самой большой в стране видеопанелью на всю стену.

гост3.jpg


Для того чтобы поднять наполняемость белорусских отелей до 60—65 % (именно такой показатель позволяет бизнесу быть высокодоходным), нужно приложить немало усилий, уверен Андрей Алешкин, директор белорусского представительства консалтинговой компании «Colliers International». Даже простого размещения рекламы в поисковых системах уже недостаточно. «Нужно рекламироваться везде и всюду. Чемпионат оставил нам хорошее наследие: стало больше бюджетных гостиниц, в городе появились карты, указатели, названия улиц на английском. Все это даст свой эффект, пусть и не сразу, не одномоментно. Бизнес-туристы однозначно оценят новые возможности и воспользуются предложениями столичных отелей», — уверен эксперт гостиничного рынка. 


Кстати, довод не в пользу критиков. Оказывается, 100-процентной заполняемости номеров в отеле не должно быть в принципе. Для любой гостиницы ситуация, когда все комнаты заняты туристами под завязку, — это аврал. Чтобы пребывание гостей было комфортным, максимальное количество номеров, которые должны быть заняты, — около 50—70 %. Тогда и хозяева гостям смогут уделить должное внимание, и гости не ощутят дефицита внимания по отношению к себе и не будут жаловаться на некачественный сервис.


Цифра


Сегодня в стадии реализации в Минске находятся еще 17 гостиничных проектов. Когда их введут в строй, количество гостиничных мест в столице возрастет до 13,84 тыс. Еще до конца 2015 года в городе появятся три новые трехзвездочные и две четырех- и пятизвездочные гостиницы.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Юрий НАТЫЧКО, первый заместитель начальника ГУ «Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома»:
— Еще два года назад отелей и гостиниц в Минске было вдвое меньше, чем сегодня. Огромный толчок к развитию гостиничного бизнеса дал прошедший в мае чемпионат мира по хоккею. После спортивного праздника загруженность гостиниц в июне была почти 55 %, а это очень хороший показатель для летнего периода. И то, что сегодня работает 44 отеля, — это очень хорошо. К концу 2016 года их должно быть 60. Полагаю, это пойдет только на пользу рынку: рост конкуренции приведет к снижению цен и улучшению сервиса. 

Сейчас нужно направить усилия на то, чтобы привозить как можно больше туристов в страну. Мы работаем и над увеличением турпотока в Минск. Гости, приехавшие к нам во время ЧМ-2014, увидели, какой у нас город, и хотят вернуться еще. Чтобы отели были высокодоходными, число приезжих необходимо увеличивать до 750 тысяч в год.


Точка зрения



Николай ХРОЛОВИЧ, директор Минской гостиничной ассоциации:

— То, что в Минске появится еще больше отелей, пойдет всем на пользу. Но уже сейчас на рынке наступил момент естественной конкуренции и многие игроки оказались к нему не совсем готовы. Если кто-то из представителей гостиничного бизнеса рассчитывал, что можно работать худо-бедно, предоставляя лишь сервис, то ошибся. Сегодня так не получится. За клиентов нужно бороться — искать их и привлекать. Нельзя уповать только на то, что турфирмы привезут туристов, а гостиницы будут лишь предоставлять им места. Нужно работать в связке с компаниями туристической отрасли: привлекать гостей в страну совместными усилиями.

Полина КОНОГА


konoga@sb.by




Бум или не бум? Смотря как считать

гост4.jpg


Пожалуй, такого количества иностранцев в одном месте и единовременно, как в дни проведения чемпионата мира по хоккею, Минск не видел никогда. Поэтому отчетные цифры за полугодие, озвученные Госпогранкомитетом, мягко говоря, удивили. Так, за январь — июнь нынешнего года в страну с туристическими, служебными и частными визитами въехало 1,9 млн. человек. Это без учета 550 тыс. граждан, следовавших транзитом. Для сравнения: в первом полугодии 2013-го границу страны пересекли 2,055 млн. граждан. Справедливости ради надо отметить: пограничники учитывают только количество пересечений границы, не важно, кто именно и как часто это делает. Не считают и россиян. 


Тем не менее в Минспорта и туризма убеждены: сезон в нынешнем году проходит успешно. По оперативным данным, количество организованных иностранных туристов в первом полугодии составило около 90 тыс. Это на четверть больше, чем в 2013 году. Примечательно, что согласно международной практике от 5 до 10 % всего турпотока приходится на гостей, составляющих свой отдых с помощью турфирм. 


Измеряют туризм и другими цифрами. Например, с помощью показателя экспорта туруслуг. В первом полугодии 2014 года он составил 113,1 % к такому же периоду прошлого года, или $ 120,4 млн. Значительный вклад внес Минск — доходы столицы от въездного туризма выросли на 23,6 % — до $ 65,1 млн. Директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин уверен: 


— Прорывным мероприятием в спортивной и туристической жизни стал чемпионат мира по хоккею. Общее количество иностранных туристов, гостей и участников ЧМ, с учетом приехавших через восточную границу, оценивается более чем в 80 тыс. человек. Полностью себя оправдало введение безвизового режима для участников и болельщиков чемпионата. Так, через пункты пропуска на границе с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной, а также через пункт пропуска в Национальном аэропорту Минск к нам прибыло свыше 31,3 тыс. иностранных болельщиков. В гостиницах Минска проживали 88,7 тыс. человек, их средняя загрузка составила 81,3 %, а в некоторых, таких как «Президент-Отель», «Минск» и других, была 100-процентной.


НА ЗАМЕТКУ


За счет чего может увеличиться количество иностранных гостей в стране?


— Упрощение процедур визового оформления;


— оптимальные цены на проживание в гостиницах;


— уровень сервиса должен соответствовать звездной классификации;


— список дополнительных услуг гостиницам стоит расширить;


— больше и активнее развивать туристический потенциал Минска и страны в целом, продвигать его на международной арене.

Мария ДРУК


druk_m@mail.ru


Гостям нужно улыбаться

гост2.jpg

Найти работу накануне ЧМ-2014 по хоккею в сфере обслуживания было проще простого: рынку требовалось более полутора тысяч специалистов. Весной хотельеры переживали поистине горячие времена: из студентов и просто желающих буквально за несколько недель, если не дней, менеджеры отелей готовили отличных горничных, коридорных, барменов, официантов… После чемпионата наступило затишье, и сегодня в минских отелях идет оптимизация кадров. 


Еще пару месяцев назад на должность горничной могла без труда устроиться и бывшая нянечка из детсада, и молодая студентка. В общей сложности 1600 человек в срочном порядке были подготовлены для встречи гостей хоккейного праздника. Старшая горничная одного из отелей сети «Виктория» КУП «Бизнес-центр «Столица» Ольга Богомяко (на снимке) вспоминает: когда только пришла на работу в отель, новеньких и неопытных сотрудников там было очень много. Доходило до того, что управляющие персоналом менеджеры собирали штат горничных и буквально на пальцах обучали, как нужно правильно застилать постель, взбивать подушки и раскладывать принадлежности в ванной комнате. Сегодня из более 50 горничных в штате осталось 36.


— Работа хоть и непростая, но мне нравится. Во время хоккейного чемпионата за смену убирала по 15—16 номеров, было тяжело. Но могу сказать одно: хоккей закалил весь персонал! — признается Ольга. — Конечно, работать с иностранцами первое время было непросто: где-то не понимали друг друга, да и улыбаться постоянно нужно. Но это все приходит с опытом. Кстати, гости наши все, как говорится, в основном адекватные. Курьезов и неприятных моментов практически не бывает, даже мусор сами за собой убирают.


Сегодня хотельеры столкнулись с другим моментом: чемпионат закончился, приходится оптимизировать численность персонала, чтобы сократить издержки. Александр Шичков, заместитель генерального директора по организационно-кадровой и правовой работе ОАО «Минотель», оценивает масштабы проведенной работы: накануне спортивного праздника было принято 100 человек. Сегодня в отеле работают 60 горничных. Специалист убежден: помочь рынку в ситуациях, подобных чемпионату, или в межсезонье, когда заполняемость отелей достигает 70 %, могли бы аутсорсинговые компании:


— Прошедшее спортивное мероприятие ярко продемонстрировало проблему: в Беларуси практически нет сторонних компаний, которые бы оказывали бытовые услуги гостиницам. Когда отели загружены, скажем, на 50—60 %, можно обойтись и собственными силами. А вот в «высокий» сезон помощь со стороны пригодилась бы. Во-первых, мы бы могли экономить на штатном персонале. Во-вторых, качество оказываемых услуг стало бы выше.


Кстати, назвать заработки обслуживающего персонала баснословными нельзя. По данным Белстата, номинальная начисленная зарплата за июль в сфере гостиниц и ресторанов не достигла 5 млн. рублей. Стандартный заработок белорусских горничных — $ 400 в месяц. Для сравнения: труд сотрудников московских отелей оценивается в 2 евро в час. Минимальная ставка обслуживающего персонала в Европе — 1,7 евро в час. 


Ульяна БУШУЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter