Звенящие бубенчики души

В душе каждого человека есть бубенчики, и если их тронуть, они обязательно зазвенят.
В душе каждого человека есть бубенчики, и если их тронуть, они обязательно зазвенят. Этот афоризм часто любят повторять минчане Антонина и Петр Иваниченко. В следующем году супруги отпразднуют серебряную свадьбу, на которой главными действующими лицами будут три любящих сердца: Антонина Федоровна, Петр Иванович и их дочь Наташа. Какой ценой этой семейной паре, инвалидам I и II групп, далось семейное счастье, знают только их близкие. Но, несмотря на тяжелые испытания, каждый день на протяжении долгих лет они отыскивали друг в друге по одному звенящему бубенчику.

В первый раз украинец Петр увидел белоруску Тоню на санаторной танцплощадке в Хмельниках. Чернобровая высокая девушка в ярком кримпленовом костюме показалась молодому человеку самой красивой. Поборов смущение, он пригласил ее на медленный танец. Болезнь - ревматоидный артрит - только недавно прокралась в организм Антонины и не успела сковать тело. Да и Петр тогда еще тоже мог закружить партнершу в танце. Путевка заканчивалась через пять дней. И на пятый день молодой человек понял, что хочет, чтобы их курортный роман продолжался всю жизнь.

Два года они переписывались. Потом Антонина вновь приехала в тот же санаторий. Петр в день ее приезда примчался из дому и предложил руку и сердце. Свадьбу сыграли в Украине, по традиции - с настоящим украинским борщом и зажигательными национальными танцами, а жить молодожены решили в Минске. На свадебных снимках из семейного альбома у Тони и Петра глаза светятся счастьем. Впереди ведь целая жизнь, полная любви и надежд. Так они думали 24 года назад.

Уже через пару лет Тоня передвигалась при помощи одного костыля. Прогнозы врачей были неутешительными: дальше должно было быть только хуже. О том, чтобы иметь детей, медики запрещали даже думать. Тем не менее Тоня решилась. Отказалась на некоторое время от всех лекарств - готовилась к будущей беременности. До сих пор помнит, как кто-то обронил ей вслед: "И зачем тебе рожать? Думаешь, твой ребенок смотреть тебя в старости станет? В дом инвалида сдаст". Тогда Тоня расплакалась. Но уже через пару недель, когда появилась на свет такая желанная Наташка, забыла про обиду. Глава семейства никогда еще не чувствовал себя настолько счастливым.

После родов Антонина на пять лет оказалась прикованной к инвалидному креслу. Стирка, готовка, бессонные ночи - все это легло на плечи мужа. Он работал слесарем в автопарке, стараясь попасть в ночную смену. А днем крутился как белка в колесе. Чем могла, Антонина помогала. "Глазами, кажется бы, все переделала, - вспоминает то время Антонина Федоровна. - Но много ли сможешь в инвалидном кресле? Весь дом на Петре держался. Он - способный ученик. Готовить выучился не хуже меня. Есть у мужа коронное блюдо - вареники. Пальчики оближешь".

15 лет назад Антонине сделали сложнейшую операцию обоих коленных суставов (до того такие операции у нас не делали). Полтора месяца пролежала в гипсе. Тогда ей потребовалось все ее мужество - боли были адские.

- Терпела, - говорит Антонина Федоровна, - потому что очень хотелось стать на ноги. Когда сняли гипс, муж соорудил ходуны, с помощью которых и училась ходить заново. Сперва по несколько секунд. Потом стала выходить на улицу и гулять по двору. После пяти лет неподвижности с каждым шагом я словно открывала для себя другой мир.

Две операции перенес и Петр Иванович. Теперь ходит с трудом. Пришлось оформить инвалидность и поменять работу. Устроился сторожем. Как прежде, работает только по ночам, а днем он - со своей Антониной. И уж сколько лет они вместе - не устает повторять: "Ты - самая лучшая". Сейчас супругам полегче - подросла дочь, помощница. Наташа заочно учится в педвузе и работает в школе. Такая же трудолюбивая, как и родители. Несмотря на одолевающие недуги, супруги постоянно при деле. Антонина Федоровна - непревзойденный кулинар. Лично в этом убедилась: ее пирожки просто во рту тают. Диву даешься, как такой кулинарный шедевр удается человеку, передвигающемуся только на костылях. Дольше 15 минут она стоять просто не может. Прежде Антонина Федоровна шила мягкие игрушки. Теперь они с мужем берут в фирме комплектующие и собирают удлинители. Деньги небольшие, но все-таки подспорье к пенсии по инвалидности и скромной зарплате сторожа.

В этом году Антонина Федоровна перенесла очередную операцию, впереди еще одна. Мне тяжело говорить с ней об этом. Почувствовав мое замешательство, Антонина Федоровна улыбнулась: "Не знаю, какие испытания меня еще ждут. Но я, надеюсь, не пасую. Жизнь тяжелая, но до чего же интересная!"
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter