Зри в корень. Пока его не вырвали

Как вспомню, так вздрогну.
Как вспомню, так вздрогну. "К хирургу. Удалять!" - не оставила малейших шансов на спасение моего зуба мудрости врач в дежурном кабинете. Приговору предшествовали минут 40 томления (напрасного, как выяснилось) в очереди таких же страдальцев. Сколько еще времени придется терпеть, зависело от наличия в регистратуре талончиков к хирургу. В этом случае мне повезло. Еще полчаса, и причина бессонной ночи была устранена. Но понервничать пришлось изрядно. А вдруг не оказалось бы заветной бумажки- "пропуска" к врачу или я пришел из дома без паспорта (в нашей поликлинике по столичной улице Плеханова стоматологическую карточку дают при наличии документа с указанием места прописки). Успокаивает только мысль, что зуб "прихватил" не в выходной день, когда на весь город работает только одна дежурная поликлиника на проспекте Скорины. Там-то терпеть боль в компании других несчастных пришлось бы по меньшей мере несколько часов.

Впрочем, это пожарная ситуация, когда от свалившейся напасти готов избавиться любой ценой. Если же можно потерпеть, то обслуживание в столичных клиниках - не будем грешить против истины - не самое худшее. Да, в каждом участковом заведении своя метла метет по-разному. Где-то можно заказать талончик как накануне, так и в этот же день. В некоторых надо занимать очередь в регистратуру чуть не с 6 утра (как, например, в 18-й поликлинике, расположенной в Серебрянке). А в других (в 12-й) наоборот - запись проводится только за несколько дней. Есть медучреждения, где обязательным условием является пройденная в годичный срок... флюорография. То есть сперва сделай снимок, а уж потом рассказывай, где и что болит. Но даже при этих "но" попасть в стоматологическое кресло вполне реально в течение одного-двух дней.

Другое дело - качество и сервис лечения. Принято считать, что частные клиники в этом чуть ли не на голову выше своих "общедоступных" аналогов. По официальным данным, такого мнения придерживаются от 15 до 20 процентов минчан (против 10 процентов в среднем по республике), которые регулярно посещают платные кабинеты. Но при этом все же нередки случаи недовольства элитарным обслуживаем. Как-никак, тот, кто отдал 20 - 25 долларов за несчастную пломбу, вправе требовать, чтобы все было на высшем уровне. Поэтому молва мгновенно разносит истории о каждой оплошности "фирмачей": там пломба выпала уже на следующий день, здесь инфекцию занесли. Знакомые рассказывали, как в частной клинике их убедили запломбировать (12.000 рублей плюс 12.000 за долечивание) молочный зуб сына, хотя зачем они это сделали, до сих пор не понятно - этот зуб выпал через месяц. Тем не менее, по словам главного стоматолога комитета по здравоохранению Мингорисполкома Людмилы Семеновой, из 26 жалоб на качество стоматологического обслуживания (как в частных, так и в государственных учреждениях), поступивших с начала года, обоснованной оказалась только одна.

В Минздраве, в свою очередь, не стали отрицать случаев возникновения конфликтных ситуаций между пациентами и врачами частных структур. Но если не удается найти общий язык с исполнителем работ, свои претензии в соответствии с общепринятой мировой практикой надо направлять не в органы власти, а в суд либо в местную стоматологическую ассоциацию. Это и логичнее, и эффективнее. На самом деле такие факты достаточно немногочисленны, чтобы выстраивать систему.

Негосударственные клиники вовсе не беспризорны. Профессиональные комиссии регулярно проводят мониторинг качества предлагаемых услуг. К тому же, как сообщил "СБ" ведущий стоматолог Минздрава Петр Леус, индивидуальная медицинская деятельность оказалась весьма полезной в плане внедрения международных стандартов качества лечения, и государственным лечебно-профилактическим учреждениям хочешь не хочешь приходится подтягиваться до требуемого уровня.

Техническое переоснащение, конечно, вопрос не одного года - в госзаведениях сейчас две трети оборудования нуждается в замене. Одних только бюджетных средств для такой дорогостоящей операции не хватит. Выход из положения заключается в расширении объема платных услуг. За 5 последних лет в госклиниках эта доля выросла с нуля до 5 - 8 процентов. Но и этого крайне мало, если сравнивать с Россией (25 процентов), Казахстаном (80 процентов), не говоря уже о Латвии (90 - 100 процентов). По словам Петра Леуса, современная медицина позволяет абсолютно безболезненно выполнять любые стоматологические операции. Если каждый из нас сможет свободно пользоваться такими методами лечения, значит, исчезнет и дремучий страх перед бормашиной, из-за которого (чего греха таить) многие из нас стараются до последнего оттянуть момент встречи с зубным врачом. Использование в 80 процентах случаев устаревших методик и материалов (а также утечка кадров из государственного сектора) привели к тому, что за минувшее десятилетие не стало меньше осложнений кариеса и вырванных зубов.

И вот ведь какой парадокс. По обеспеченности населения дантистами (1.775 человек на одного врача) Беларусь занимает золотую середину, значительно отставая от лидирующего Израиля (860 человек на специалиста), но опережая Польшу, Голландию и даже Англию. Однако кадровая достаточность - это лишь видимость. Если в Минске переизбыток врачей, в провинции их остро не хватает. Ситуацию портит и сравнительно невысокая квалификация персонала. На недавней коллегии Минздрава, посвященной состоянию и мерам по улучшению стоматологической помощи, было отмечено отсутствие, пожалуй, главного звена для эффективной помощи - врача-стоматолога общей практики, чьи обязанности выполняют узкие специалисты. Треть медработников имеет среднее образование и соответствующую квалификацию.

А вот как удержать в деревне стоматолога и чем его заинтересовать во многом зависит от местных властей. Медики пытаются найти выход из ситуации - кое-где создают мобильные бригады. Но и руководители должны понимать, что обижать стоматолога - себе дороже. Еда-то на столе всегда будет, а чем жевать?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter