Зри в корень!

Сегодня коллегия КГК подводит итоги работы в 2000 году.
Сегодня коллегия КГК подводит итоги работы в 2000 году. Накануне события руководитель Комитета госконтроля Анатолий ТОЗИК дал эксклюзивное интервью корреспонденту СБ.

- Анатолий Афанасьевич, вы возглавили комитет в июле прошлого года. Представляя вас в должности, Президент особо подчеркнул, что хочет видеть ведомство в качестве компетентного аналитического центра по самым острым, актуальным, наболевшим проблемам социально-экономической жизни страны. Задача, наверное, не из легких: придать контролирующему органу функцию, выражаясь в стилистике времени, фабрики мыслей. Есть ли подвижки на стратегическом направлении?

- Действительно, в контексте постановки вопроса Главой государства следует судить двояко об итогах минувшего года. Есть количественные показатели: проведено свыше 11,7 тысячи проверок, республике возвращено финансовых и материальных средств почти на 20 миллиардов рублей, привлечены к ответственности около 20 тысяч виновных и так далее. И есть, на мой взгляд, результат качественный: обозначился проблемно-аналитический подход к организации дела. Если сказать очень просто, то комитет стал направлять свои усилия в те точки, где сгусток забот, тревог, недоумения человека. Сегодня это что? Цены, зарплата, сельский магазин, школьное питание, лекарства... Пять этих наиболее актуальных социальных позиций мы подвергли ревизии, с тем чтобы высветить и прояснить: в чем болезнь, как снимать симптомы. И если, например, правительство по следам нашего исследования внесло коррективы в систему ценообразования, то это, думаю, и есть искомый результат: добраться до причин создавшегося неблагополучия и искоренять их. В целом Совету Министров мы направили около 180 материалов. Более 200 документов доложены Президенту страны.

- Расхожее мнение людей о президентских контролерах примерно такое: эти - главнее всех, им доверено выискивать плохих чиновников, разоблачать их и наказывать. Как вы считаете, такой имидж соответствует действительной роли структуры? Кажется, исходя хотя бы из вышесказанного вами такое представление нуждается в уточнении.

- Да, бытует в общественном сознании миф о госконтроле как о некоем карающем монстре. Чтобы преодолеть это предубеждение, мы создали пресс-центр, развиваем связи со средствами массовой информации, проводим политику открытости. СМИ за минувший год дали порядка 4 тысяч публикаций о деятельности Комитета государственного контроля.

Но есть же еще, согласитесь, проблема журналистской подачи предоставленной нами информации: видеть за справкой проблему, повествовать доходчиво и убедительно, объективно доводить до людей наши цели - как мы их понимаем.

Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть: наша цель - созидающий контроль. Мы работаем не сами по себе и не на себя, а в интересах страны и народа. Дело же не в том, что за год по нашим представлениям сняты с должностей за прегрешения 677 чиновников различного ранга! По государственному понятию функция наша позитивная: отсекать все те уродства, которые мешают нормальному развитию экономики и тормозят рост уровня жизни каждого из нас в конечном итоге. В идеале и вовсе желательно упреждать негатив, постоянно профилактировать его: чисто там, где не мусорят.

- Вы знаете, верно, что кое-кого у нас хлебом не корми, а дай только выкрикнуть с комическим ужасом: в стране сто тысяч одних ревизоров... На самом-то деле, думаю, есть непростая проблема координации Комитета госконтроля со смежниками. Как она решается?

- Минфин, Государственный налоговый комитет, Минстат, Министерство внутренних дел, Национальный банк, органы прокуратуры - смежников, как вы выразились, у нас действительно много. В этом есть объективная необходимость. Сошлюсь на практический опыт минувшего года: мы анализировали такой феномен, как фирмы-однодневки, - в одиночку неподъемный для той или иной структуры с набором ее полномочий, четко определенных законодательством. В подобных случаях неизбежна концентрация усилий. Если этого не будет, то возникает опасность дублирования, лишних затрат и прочих издержек.

На коллегию Комитета госконтроля мы пригласили руководителей государственных органов, с которыми постоянно взаимодействуем. И это во второй раз в истории существования нашей структуры. Думаю, это позитивно скажется на эффективности и качестве контрольной деятельности в целом. В августе 1999 года таким широким кругом мы провели первую мозговую атаку, и на основе выработанных предложений в том же году Президент страны подписал соответствующий указ и был создан Совет по координации контрольной деятельности. Сейчас мы формируем единый координационный план проверок на первое полугодие 2001 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter