Зорка, которая не светит

Когда-то студия Беларусьфильм славилась своим детским кино.
Когда-то студия Беларусьфильм славилась своим детским кино.

Кто не помнит великолепную сказку Город мастеров Владимира Бычкова с Марианной Вертинской в главной роли? В 80-е Беларусьфильму крупно повезло: Леонид Нечаев ставил здесь свои знаменитые фильмы про Буратино и Красную Шапочку. Излишне повторять, как были популярны эти фильмы. Даже сейчас они ничуть не устарели, и их с удовольствием транслируют центральные телеканалы.

Будут ли показывать по телевидению новый фильм Маргариты Касымовой Зорка Венера - большой вопрос. Потому что фильм явно не получился, хотя сделан он опытным режиссером - заслуженным деятелем искусств Республики Таджикистан Маргаритой Касымовой-Ковалевой. Она же - выпускница последнего набранного великим Александром Довженко во ВГИК курса, соученица Ларисы Шепитько и Виктора Турова. Последнее время живет и работает в Минске. Два года назад на суд зрителей фестиваля Лiстапад был представлен фильм Маргариты Касымовой Маленький боец. Многим этот достаточно искусственный, хотя и безукоризненный с операторской точки зрения, фильм не понравился. Однако тогда это была единственная картина, представлявшая нашу страну на фестивале. Теперь вот состоялась премьера Зорки Венеры, качество которой оставляет желать лучшего.

Автора этих строк можно, конечно, обвинить в субъективизме, но юную публику, для которой, собственно, и предназначен фильм, в предвзятости не упрекнешь. Лента снята по повести Виктора Козько и рассказывает об очень непростой и злободневной проблеме - подростковой наркомании. Однако сделана картина настолько неестественно, что некоторые подростки до конца премьерного сеанса так и не досидели. Несмотря на то что второе название Зорки Венеры - Маленький боец-II, с первым фильмом ничего общего по сюжету она не имеет. История о девушке-наркоманке, которой вынуждена помогать младшая сестра, перенесена на экран весьма неуклюже.

Представители криминала в фильме занимаются эксплуатацией уличных артистов, пьют исключительно минералку и закусывают бананами. Героиня-наркоманка поглощает сухие семена мака, а половина действия разворачивается в Троицком предместье, где неестественно одетая улично-концертная мафия контролирует слепых певиц и маленьких скрипачей. В некоторые моменты и вовсе тяжело следить за сюжетом - из-за нестыковок и элементарных режиссерских ошибок. В фильме занят ряд прекрасных актеров (не решаюсь называть здесь их фамилии), но в самые интересные игровые моменты они почему-то оказываются к камере... боком или спиной! А мощное киносъемочное освещение только подчеркивает все дефекты на их лицах. И таких погрешностей в фильме множество.

Известно, что дети - самая привередливая публика, поэтому снимать для них реальные сюжеты очень тяжело. Авторам Зорки Венеры это, увы, не удалось. Тем не менее снимать кино для детей Беларусьфильм не разучился. Вполне приличную короткометражную работу Как Колька и Петька летали в Бразилию сделала Рената Грицкова, для детей снята и первая полнометражная картина Падение вверх Елены Трофименко. О том, что каждый из четырех-пяти фильмов, выпускаемых студией, будет обязательно детским, заявляет и руководство Беларусьфильма.

И от себя добавим: пусть он еще обязательно будет интересным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter