Золото - продукт разума

Позвонил читатель.
Позвонил читатель. Я настороженно выслушал его рассказ про золото, которое валяется под ногами, про несметные сокровища, которые нам лень поднять.

Есть такая разновидность читателей, которые два дня назад изобрели вечный двигатель и спешат поделиться радостью со знакомыми

и незнакомыми... Но в голосе моего читателя была интеллигентность, самоирония и усталость. На изобретателя перпетуум-мобиле он похож

не был. Я согласился встретиться и поговорить.

Иосиф Евгеньевич Бутом, так звали читателя, разложил на столе бумаги, диаграммы, справочники и стал рассказывать историю, в нашей действительности, увы, нередкую...

В 1956 году два академика, профессора, доктора наук - Горкунов, ныне здравствующий, и Крагельский, покойный, - сделали открытие. Прошу обратить внимание: открытие в научной табели о рангах стоит намного выше изобретения. Открытие, получившее название "Эффект безызносности", было зарегистрировано должным образом, приоритет двух российских академиков был зафиксирован.

Информация об открытии была опубликована, у ученых нашлись последователи. Один из них - профессор Георгий Петрович Шпеньков - жил и работал в Беларуси. С ним сотрудничал мой собеседник Иосиф Евгеньевич Бутом. Вместе с учеными из Екатеринбурга они разработали "эко-дисперсную" добавку к смазочным материалам, в два, а то и в три раза продлевающую жизнь всем деталям машин, которые работают в условиях трения.

Поскольку в каждой машине - автомобиле, локомотиве, компрессоре и т.д. и т.п. - что-нибудь где-нибудь трется, суть их разработки можно охарактеризовать примерно так: способ продлить жизнь любой машины в два, а то и в три раза.

Не стану вдаваться в технические тонкости - не специалист, однако аргументы Иосифа Евгеньевича были убедительны: данные авторитетнейших экспертиз, апробации на производстве, все зафиксировано, подтверждено актами, подписи, печати - все на месте... Было даже постановление Советского правительства о внедрении за подписью тогдашнего предсовмина.

Ну и все на этом. Точка.

- Иосиф Евгеньевич, но это проблема технологическая.

- Совершенно верно, миром правят технологии, и тот, кто ими владеет, может разъезжать на белом коне. Вы представляете себе, что такое вполовину сократить трение, что это такое с точки зрения экономики...

- Представляю...

- Представляете, что это такое с точки зрения энерго- и ресурсосбережения?

- Представляю.

- Ну?

- Вы пробовали?

- Пробовали... Метод испытывается с 1956 года.

- И?..

- Мы покупаем на Западе смазочные материалы, запчасти, в которых использован эффект безызносности, наш эффект, мы платим бешеные деньги западным людям, но свое не применяем.

Я чуть не задал ему вопрос: "Но почему?" - да вовремя воздержался. Почему - понятно.

Мы сиволапые, мы тупые, мы ничего не умеем, все в мире придумано на Западе, нам осталось только одно - смотреть в рот западным мастерам. А все отечественное - заведомо "второй свежести". Разве не бытуют такие взгляды? А то, что западные мастера совершенно спокойно и совершенно, подчеркну, законно пользуются нашими отечественными открытиями, продавая их нам, авторам, в пестрой упаковке, никого не волнует.

В 1960-х годах в Минске ходили легенды о молодом ученом Владимире Солдатове, который разрабатывал что-то очень секретное для полетов на Марс.

Ныне Владимир Солдатов - директор Физико-химического института НАН, доктор, профессор, академик. Небольшая фирма "МИФИЛ", созданная при институте, выпускает водяные фильтры, в которых применяется метод очистки воды, разработанный для полетов на Марс. Я спрашивал у господина Солдатова, как с точки зрения конкуренции с западными аналогами можно оценить его фильтры.

- Им нет равных в своем классе...

- То есть вы, доктор наук, профессор, директор академического института, абсолютно авторитетно и ответственно заявляете...

- Вот именно, абсолютно авторитетно и ответственно.

- Сколько такой фильтр стоит?

- Зачеркните нолик в той цене, за которую вы покупаете американский или немецкий.

- А, к примеру, на производстве?..

- У нас был прецедент: представитель одного белорусского пивзавода посетовал, что в Пльзене вода лучше нашей. Мы предложили поставить промышленные фильтры, которые для его завода будут делать воду, как в Пльзене.

- А вот, к примеру, радионуклиды?..

- Закажите. Сделаем фильтры, которые будут чистить радионуклиды - это, кстати, не самое сложное. Вообще, вода не самое сложное, я могу вам рассказать, что мы можем делать с воздухом.

Одно время я был близко знаком с директором НПО "Центр" Валерием Ивановичем Шаплыко... Тогда НПО "Центр" подчинялся союзному Министерству среднего машиностроения. Что такое Минсредмаш? Тем, кто понимает, объяснять не нужно - это государство в государстве. "Центр" занимался разработкой, производством и применением всего, что вращается с почти космической скоростью.

Однажды Валерий Иванович мне все это показал и рассказал.

Я видел, как на электромагнитной подушке, разгоняемая электромагнитными импульсами, совершенно бесшумно, совершенно без вибрации вращалась металлическая "глюковина", в которой можно было размещать все, что требует изменения под воздействием вращения. Он рассказывал, что мы покупаем сепараторы в Южной Африке, что для их установки требуются мощнейшие фундаменты.

Система Минсредмаша с распадом СССР тоже распалась, НПО "Центр" перешел в ведение Беларуси, чем он занимается сейчас - не знаю. Валерий Иванович уже не директор, я не встречался с ним несколько лет.

В интонации этих трех человек: Солдатова, Шаплыко, Бутома, в разное время и по различным поводам встретившихся мне в жизни, была абсолютно одинаковая гордость, восторг и недоумение. Они понимали: то, что они сделали, то, что делают, - заслуживает глубочайшего уважения, поскольку не имеет аналогов в мире. Они как бы любовались собой со стороны: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!" - и в то же время недоумевали: "Неужто никто не видит, как это здорово?! Неужто никто не оценит?"

Я спросил у Иосифа Евгеньевича Бутома

: - А вы пытались внедрять?

- Пытались. Предоставили наш "Эко-Дисперс" заводу "Калибр" - там его растащили для собственных автомобилей. Еще на одном крупном предприятии сначала потребовали денег за испытания, потом шепнули: "Какие вы, право, смешные. Нам интересней ездить в Чехию за "запцацками"..." - Иосиф Евгеньевич поглядел на меня грустно и махнул рукой.

- А какова судьба белорусского разработчика, доктора Шпенькова?..

- Георгий Петрович давно живет и работает в Польше...

Попытайтесь отгадать с трех раз, когда мы начнем покупать у Польши смазочные материалы с применением эффекта безызносности и сколько будем за них платить?

В последнем случае позволю себе, съязвив, воспользоваться формулой профессора Солдатова: "К нашей цене добавим нолик..."

И вновь вспомню Пушкина: "...Как государство богатеет... и почему не нужно золото ему, когда простой продукт имеет..."

Человеческий разум - отнюдь не простой продукт, однако тому, кто его имеет и бережет, пожалуй, и в самом деле не нужно золото - придумает, где взять...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter