Золотая середина

Российский драматург Ольга Михайлова дала очень точное определение современной пьесе - "это текст вне рамок контекста".
Российский драматург Ольга Михайлова дала очень точное определение современной пьесе - "это текст вне рамок контекста".

Российские режиссеры сетуют на то, что "текст слишком далек от актера и постановщика". И это соответствует современной театральной действительности в России. Но лишь отчасти - в остальной Европе. Россия, театральный процесс в которой на любом отрезке времени испокон веку пользует десятки режиссеров мирового значения, слишком стремительно ворвалась в новый век. Театр пережил "обвал" классики на сцену, когда в одном городе возможны 13 постановок чеховской "Чайки". Перенес финансовую перестройку. Антрепризная форма, пожалуй, навсегда ввела в театральную сферу жесткое, но своевременное понятие "деньги". Уже никого не удивляют ни драматические спектакли с бюджетом в миллион долларов, ни билеты стоимостью 300 долларов. Апофеозом всего стало тотальное засилье мюзикла. Из-за всего этого "блеска" и помпезности драматурги растерялись и стали искать новые формы. Авторы стали писать "непонятно", провозглашая лозунг, что зрительскому восприятию вовсе и не обязательно все раскрывать буквально. Итог этих исканий таков: театральные исследования показали, что наиболее яркие и успешные режиссеры, как Петр Фоменко, Лев Додин, Кама Гинкас, к современной пьесе не обращаются. Таким образом, авторы пишут в стол, режиссеры ставят в соответствии со зрительским спросом. Зритель же, в свою очередь, на себя сегодняшнего отчаянно смотреть не хочет. Любопытно, во что это выльется.

Любопытно в этом контексте вот еще что. Географическое положение Беларуси часто определяют "между Россией и Польшей". На днях в Театре белорусской драматургии прошел фестиваль польской современной драматургии. Это событие позволило сравнить процессы, происходящие в наших странах. В течение двух дней в ТБД проходили сценические презентации 7 пьес польских авторов. Были представлены, кажется, все жанровые направления. Несмотря на концептуальные изыски белорусских режиссеров, на некоторую схематичность, присущую подобным смотрам, можно было сделать вывод, что новая польская драма представляет собой современную притчу, однако близкую к жизни, понятную и насыщенную неповторимым шармом польского юмора. Или же польской грусти. Думается, постановка любой из поданых пьес стала бы украшением как белорусской, так и любой другой сцены. Без всяких натяжек диагноз польской драмы - "здорова". О современности она рассказывает не жестко, не шокирует откровениями, легко подталкивая зрителя к выводам через иносказания. Очевидно, польская сцена намного раньше пережила экономические встряски и последние витки театральной революции. Теперь на ней уютно и спокойно.

Если мы переведем взгляд в плоскость нашей современной драматургии в контексте данного фестиваля, то становится очевидным следующий большой недостаток. Мы не культивируем собственных авторов, которые, поверьте, пишут и пишут. Но не обращая на них внимания, мы не даем им возможности совершенствоваться! В настоящий момент в Беларуси действуют два конкурса белорусской драматургии. Их проводят Министерство культуры и Купаловский театр. Это, конечно, здорово. Но до широких кругов дойдут только пьесы-победители. Остальные, лишенные здорового "пиара", возможно, просто канут в вечность: не каждый начинающий драматург способен без устали заявлять о себе публично. И мне думается, если мы действительно повернемся лицом к собственной новой драме, то окажется, что она, может, и не лучше, но уж точно не хуже европейской. Нам просто суждено быть "золотой серединой".

Ваша крыса Ш.А.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter