На летние каникулы после второго курса ВГИКа мы с женой Хасият и маленькой дочуркой Рано полетели в Душанбе

Знойное лето тундры

На летние каникулы после второго курса ВГИКа мы с женой Хасият и маленькой дочуркой Рано полетели в Душанбе. Родители Хасият и ее родственники были рады нашему приезду, но чтобы не быть обузой и подзаработать денег на обратную дорогу в Москву, я пошел работать ассистентом режиссера в группу Марата Арипова. На работу меня устроила старшая сестра Хасият Дильбар, которая снялась с Маратом в фильме «Судьба поэта». На международном кинофестивале в Каире этот фильм получил главный приз «Золотой орел», а Дильбар — диплом за женскую роль. Жена Омара Шарифа Фатэн Хамам сняла с себя ожерелье и надела на Дильбар. Наша пресса отметила успех советского кино на международной арене, а журнал «Советский экран» поместил изумительный портрет Дильбар на обложке. Дильбар стала любимой актрисой в Средней Азии.


На «Таджикфильме» Марат Арипов снимал фильм о русской экспедиции в Якутии. Второй режиссер Вали Джураев сказал мне: «Приходи к 8 часам». Назавтра к 8 утра я пришел на киностудию. К своему удивлению, на киностудии я не нашел ни одной живой души, кроме сонного вахтера–таджика на проходной и нескольких ленивых бездомных собак.


— Почему ты не пришел на работу? — спросил Джураев.


— К 8 утра я был на киностудии, но в группе никого не было, — на голубом глазу ответил я.


— К 8 вечера! Мы снимаем по ночам, — объяснил второй режиссер.


Когда начались съемки, я понял, почему такой странный режим работы. Все было, как в анекдоте о кино, только наоборот: «Оттолкните льдину из кадра и снимите с актрисы тулуп! — кричит режиссер. — Мы снимаем жаркое лето на пляже!» В фильме Марата действие происходило в Якутии, где мороз минус 50, а тут в Душанбе в тени плюс 40. Актеры в меховых оленьих костюмах даже ночью парились. Их хватало на один дубль, после чего с них сползал грим. Мокрые до пят, они снимали меховые одежды и выходили во двор отдышаться. В перерывах между съемками Марат, талантливый актер, с природным чувством юмора, развлекал актеров и съемочную группу.


— Премьера оперы «Отелло», — рассказывал Марат. — Отелло только что задушил Дездемону, рыдает, поет, выходит на авансцену и видит в партере высокое начальство из ЦК партии и министерства культуры. Не прерывая пения, по–восточному приложив руку к груди, певец поздоровался с начальством: «Ассолом алейкум!» — продолжая в рыданиях заламывать руки.


Все это Марат проделал с показом в лицах и пением арии Отелло. Мы все лежали от смеха. В это время, спасаясь от жары, перепившиеся актеры–якуты устроили во дворе студии жестокую драку. Щупленький второй режиссер Вали Джураев пытался их разнять, но один из дерущихся якутов отвел его в сторонку — мол, не мешай — и драка продолжилась до первой крови.


Я вышел во двор студии и остолбенел. Над Душанбе, нет, над двором киностудии висел огромный, объемный шар Луны. Он был так велик, что в него могло вместиться несколько обычных лунных блинов, и, казалось, протяни руку — и дотронешься до этого шара. Вся съемочная группа стояла как завороженная, смотрела на это необычное явление.


Татьяна Конюхова снималась в сибирском фильме Марата. Из гостиницы я привез ее на студию, отвел в гримерку. Гримерша, шустрая женщина средних лет, стала делать грим. Одна прядка волос никак не укладывалась и торчала надо лбом актрисы.


— Попробуйте лаком... — не успела досказать Конюхова, как гримерша щелкнула ножницами, и прядка волос упала актрисе на колени. В гримерке повисла глухонемая пауза. Конюхова изменилась в лице, взяла прядку и поднесла к тому месту, где она только что висела. Дрожащим голосом она сказала: «Что вы сделали?!» Вся пунцовая, гримерша механически продолжала щелкать ножницами. Конюхова выскочила из гримерки с зажатой в пальцах прядкой волос и побежала к режиссеру–постановщику.


— Отличная прическа! Я именно такой вас представлял в этой сцене, — сказал Марат. — Всем приготовиться к съемке!


— Шлепни меня вот этим по спине, — попросил меня актер Георгий Склянский, чтобы точнее сыграть реакцию на реплику партнера по сцене.


Я взял оленью упряжку и слегка хлестнул Склянского по спине.


— Не то, Жора! — взвился Арипов. — Ты должен резко, со злостью отреагировать на его слова.


— Стукни нормально, — попросил Склянский.


Я повторил эксперимент с упряжкой, но сильнее.


— Жора, не то! Это крупный план! Вот такое выражение у тебя должно быть, — сказал Марат и показал, какое лицо должно быть у актера.


— Да ударь ты по–настоящему! — со злостью попросил Склянский.


Я со всей силы огрел Склянского оленьей упряжкой по спине.


— Вот, вот... держи это выражение! — с восторгом кричал Марат. — Молодец, снято!


В следующей сцене конфликт между героями фильма дошел до предела. Якут хватает карабин. Молодой актер Виктор должен вырвать у него карабин, чтобы не допустить убийства.


— Все должно быть по–настоящему. Витя, ты хватаешь за ствол и ловко вырываешь у него карабин. А ты, охотник, северный человек, просто так оружие не отдашь, — наставлял актеров Марат.


Якут поднял карабин. Виктор схватил карабин за ствол, с силой потянул на себя. Коренастый кривоногий якут цепко держал оружие. Секунда — и якут с ухмылкой резко дернул карабин к себе. Рука Виктора скользнула по стволу, и мушкой карабина распахало актеру ладонь. Из рваной раны хлынула кровь. На несколько дней съемки прекратились.


В своем доме под виноградником на бережку бассейна в шезлонге лежал Марат. На низком столике — блюдо с фруктами, плов, всевозможные салаты, зеленый чай, водка. Марат отдыхал.


— Садись, угощайся, — сказал разморенный Марат.


— Не могу, все готово к съемке. Все ждут вас, — ответил я.


Марат встал с шезлонга, окунулся в бассейне, и мы поехали на съемки.


Вскоре мои каникулы закончились. Мне дали на «Таджикфильме» расчет, и я купил себе новый костюм. Но почему суровую тундру Якутии снимали в знойном Душанбе, для меня осталось загадкой.

Советская Белоруссия №155 (24536). Суббота, 16 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter