О раннем развитии

Знайка — Незнайка

О раннем развитии

— Твоя дочь в пять лет не читает? И не знает ни одной буквы?! Ну, наверное, ты себе это можешь позволить...


И я опять задумалась о раннем развитии. Честно говоря, сама я в пять лет уже читала на русском и белорусском языках. Моя бабушка приложилась ко мне как следует. Грузом всего своего педагогического стажа. Как сейчас помню, я брала в руки книжку «Каток — залаты лабок» и, как говорится, жгла. Все шло отлично. Пока не пошла в школу. Там все дети быстрехонько научились читать, и ко второму классу я потеряла свое конкурентное преимущество. А ведь так хотелось быть выдающимся ребенком. Как раньше!


В последующем оказалось, что мое раннее умение читать, считать и писать не гарантировало мне, что я пойду по жизни семимильными шагами. Из–за невнимательности я делала ошибки и вскоре из отличниц навсегда прописалась в хорошистках. А в четвертом классе к нам из третьего перевели девочку–вундеркинда. Она была странная, не общалась ни с кем, держалась особняком, и ее нельзя было вызывать к доске. Из–за чрезмерного волнения девочка начинала дрожать, багровела и могла потерять сознание. Зато она что–то там себе писала в тетрадь на переменах. И пока мы валяли дурака, постигла программу всего учебного года за пару месяцев. Я к этому времени уже научилась писать стихи и, запечатывая их в конверты, отправляла в редакции детских газет и в телепередачу «АБВГДЕйка». Оттуда мне приходили рецензии: «Дорогой друг! Мы прочли твои милые стихотворения и нашли в них много ошибок...» Еще я выступала в школьном театре. Нужно же было хоть как–то вернуть утраченное внимание и оправдать родительские надежды. И так всю жизнь.


Лето, теплый вечер, липы пахнут, мамаши мимо лип тащат своих детей в развивающие центры. Мы с дочкой веселы и беззаботны. С шоколадным мороженым и розовым велосипедом.


— Вы что, не ходите во «Всезнайку»?!


— Нам не надо, — многозначительно отвечаю.


— А мальчик Коля из соседнего подъезда уже в два с половиной года читал по слогам и считал до двадцати!


И начинают закрадываться сомнения. А может, плюнуть на свежий воздух и рвануть во «Всезнайку»? Но держу себя в руках.


Оказалось, не все так плохо. Когда на Дашино пятилетие ей подарили мобильный телефон, она тут же принялась набирать номера под диктовку и запросто записывала их в контакты — Мама, Папа, Дедушка, Бабушка.


— Так ты знаешь цифры? — удивилась я. — Откуда?


— В лифте выучила...


Лифт подсидел «Всезнайку». Я хохотала до слез.


Самым главным фактором в развитии личности я всегда считала неуемное любопытство и жажду докопаться до истины. Ответить на вопросы, которые спать не дают! Получить прикладные знания. Этот живой интерес к жизни подарил миру великих ученых, режиссеров, художников, врачей, исследователей. Они сами научились добывать информацию, анализировать ее, находить новые решения. Крупные бизнесмены чаще всего происходили из обычных семей, в которых никто особо и не задумывался о раннем развитии. Какое там развитие в деревне, где работа с утра до ночи. Или в семье, где семеро по лавкам.


Жадность, Жажда и Желание. А еще самостоятельность. Понимание, что твои решения — это твой опыт. Твоя жизнь.


— Ты хочешь научиться читать? — спрашиваю у дочери.


— Нет!


— Почему?


— Тогда мне придется читать себе самой на ночь сказки, а я хочу, чтобы ты меня обнимала, целовала и читала.


Понимаю, что время еще не пришло. Хотя, конечно, лестно, если ребенок раньше других чему–то учится. Но я себе в таких случаях говорю: «Вы, мамочка, если хотите достижений, сами и достигайте». И думаю, что у родителей, которые себя реализовывают в карьере, в семье поспокойнее с этим ранним развитием. Просто даже времени нет посещать в одну неделю «Всезнайку», «Развивайку» и «Обучайку». А дети наши не промах. За них нечего бояться. Не верите — подсуньте им планшетник.


Как сказала опять же моя дочь, вводя пин–код: «Это пин–код, это не цифры». Цифры в школе учат.


Т.С.

 

Советская Белоруссия №118 (24255). Пятница, 28 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter