Знай себе торгуй

Что показали 100 дней работы Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана

Что показали первые 100 дней работы Таможенного союза (ТС) Беларуси, России и Казахстана

С того момента, как были устранены излишние таможенные барьеры в торговых отношениях «тройки» и передвижение товаров упростилось, взаимный товарооборот увеличился примерно на 25—30 %. В целом формирование ТС проходит в штатном режиме, но руководители таможенных служб указывают: в этот процесс необходимо активнее вовлекать другие органы госуправления, а также представителей науки. Об этом шла речь на международной научно-практической конференции «Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: современность и перспективы».

«Такого уровня мероприятие проводится впервые, — заметил в своем выступлении председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский. – И спустя 100 дней с начала функционирования ТС мы можем говорить, что его формирование проходит при активном рассмотрении и решении возникающих вопросов на всех уровнях». Действительно, серьезных сбоев и больших проблем не наблюдалось, соглашается с коллегой руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов. «Это характеризует нашу работу как согласованную и сбалансированную, — считает представитель российской стороны. – Да, вопросы были, но в течение первых двух месяцев работы мы убрали определенные нестыковки». В то же время руководители таможенных ведомств трех стран единодушны: если и возникают проблемы, далеко не всегда их причиной становится деятельность таможенных служб. По мнению Андрея Бельянинова, при формировании союза «тройки» «телегу поставили впереди лошади, возложив на таможенников всю ответственность по формированию нормативной базы». Всего за время совместной работы подписаны десятки достаточно емких документов, в числе которых 22 международных соглашения и 33 решения комиссии ТС.

Конечно, в немалой степени белорусским и российским специалистам помогает опыт взаимодействия в рамках Союзного государства, которому уже не один десяток лет. В настоящее время действует коллегия Таможенного комитета СГ, на которую выносятся вопросы практического характера. В частности, на последнем заседании этого органа, которое состоялось в дни проведения конференции, было решено, что в ближайшее время в ТС начнет действовать система электронного подтверждения вывоза экспортной продукции. Кроме того, обсуждались вопросы транзита через территорию Таможенного союза, ускорения перемещения товаров, упорядочения контроля физических лиц, найдены механизмы информационного взаимодействия и подтверждения провоза легковых автомобилей из Беларуси в Россию. Такой же коллегиальный орган по аналогии планируется создать и в рамках Таможенного союза, причем наблюдателями в нем будут представители Украины и Кыргызстана, сообщил руководитель ФТС России.

Каплю дегтя в протекающую на достаточно позитивной ноте дискуссию внес декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев, сообщив, что в среде ученых союз «тройки» нередко называют «полутаможенным», имея в виду пошлины на энергоресурсы. По этому поводу Андрей Бельянинов заметил: «Союз – это сделка. Создавая его, все прекрасно понимали, что кто-то в чем-то будет выигрывать, кто-то проигрывать. Но это был выбор государств». Впрочем, в конечном итоге представитель российской стороны заявил, что вопросы по ценам на энергоносители будут сняты после создания Единого экономического пространства, и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Кроме того, неплохо бы, в конце концов, разработать механизм и внедрить единую валюту расчетов, считает Андрей Бельянинов. Сегодня такие страны, как Турция и Бразилия, предлагают России перейти на обслуживание товарооборота в национальных валютах, и там эти вопросы активно обсуждаются парламентариями. Подобные схемы в рамках ТС значительно бы облегчили работу по формированию единого таможенного пространства, добавил эксперт.

Учитывая тот факт, что конференция носила научно-практический характер, выступающие не могли обойти вниманием и вопросы более активного привлечения ученых к процессу создания ТС. «Многие проблемы требуют научного рассмотрения и осмысления», — заметил Александр Шпилевский. Одна из таких проблем – необходимость определиться с такими понятиями, как промышленная и экономическая политика, добавил Андрей Бельянинов. «Например, советский опыт выстраивания межотраслевых балансов, экономико-математических моделей подхватил весь мир, а мы не используем, — подчеркнул руководитель ФТС. – Мы не сможем в ручном режиме управлять экономикой, и здесь наука должна постоянно разрабатывать свои предложения и вносить инициативы».

Несмотря на постепенное сближение позиций трех стран, нерешенные вопросы, конечно, остаются. Например, еще только предстоит наладить информационный обмен в отношении иностранных транспортных средств, временно ввозимых на территорию ТС. Беларусь и Россия уже разработали формы необходимой документации и готовятся с 1 ноября этого года начать обмен и в автоматическом режиме. Видимо, Казахстан присоединится к этому процессу позже. В вопросе создания института уполномоченного экономического оператора дальше других участников ТС пошла Беларусь: на сегодняшний день 625 предприятий в стране имеют статус «добросовестного участника внешнеэкономической деятельности». Для России это нововведение, которое требует осознания, признался Андрей Бельянинов. Кроме того, гораздо благополучнее обстоят дела в Беларуси и с обустройством таможенных пунктов пропуска. Российские и казахстанские коллеги сегодня вынуждены в срочном порядке приводить в порядок внешнюю границу Таможенного союза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter