Знания в обмен на здоровье

Новый учебный год набирает обороты.
Новый учебный год набирает обороты. Домашние задания, контрольные, тесты, преобразования, нововведения...

В благородном стремлении дать детям как можно больше знаний школа и родители вполне солидарны. И все бы ничего, но есть одно "но": здоровье ребенка хрупко и не всегда способно выдержать натиск современной системы образования.

Знания в обмен на здоровье - именно так зачастую и происходит в современной школе. Хронические заболевания, нервно-психические отклонения, болезни дыхательной и пищеварительной систем у старшеклассников встречаются в 3 - 5 раз чаще, чем у тех, кто только переступил школьный порог. В результате профессию без ограничений могут выбирать менее 20 процентов выпускников, и это при том, что официальная статистика не дает полной картины состояния здоровья подрастающего поколения.

Вроде бы все заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, но упор по-прежнему делается на лечение, а не на предупреждение болезней. Вводятся в эксплуатацию больницы-долгострои, медицинские учреждения оснащаются современной аппаратурой, реализуются программы, рассчитанные на больных детей. И как же мало внимания уделяется при этом школьным медкабинетам, где часто нет даже весов и ростомеров, не говоря уже о более серьезных приборах. Мы никак не можем отказаться от устаревшей традиции "наблюдать" и "осматривать" школьников, руководствуемся приказом Минздрава СССР почти двадцатилетней давности, в соответствии с которым на одного школьного врача должно приходиться 2.500 (!) учащихся. Естественно, при такой нагрузке доктор появляется в школе не более двух раз в неделю и просто не успевает заниматься с детьми, имеющими 2-ю группу здоровья (а ведь они относятся к так называемой "группе риска"). Разве может он систематически корректировать учебные нагрузки, вести врачебный контроль за занятиями физкультурой (и прежде всего с ослабленными детьми, которых год от года становится все больше), работать в тесном контакте со школьным психологом, социальным педагогом, классным руководителем, родителями? Конечно, нет.

Кардинально изменить ситуацию можно, лишь изменив подходы. Скажем, сейчас врач озабочен прежде всего тем, есть у ребенка порок сердца или нет. А нужно оценивать функциональные возможности того или иного возраста: какова частота сердечных сокращений, кровяное давление, объем выброса крови за одно сокращение - и бить тревогу, действовать, едва заметив отклонения от нормы. Ведь если у ребенка "частит" пульс - это уже сигнал нездоровья. Сегодня архиважно, чтобы не больного школьника приводили к врачу, а сам врач наблюдал здорового ребенка, стараясь вовремя заметить и устранить "неполадки" в растущем организме. Именно в школе учащийся должен при необходимости получить рецепт или направление на процедуры. Все это вполне реально. Количество первоклассников ежегодно снижается на 50 - 55 тысяч, а значит, высвобождаются помещения, которые можно использовать для расширения в школе медицинских блоков, появления спортзалов с улучшенными санитарными условиями. Как показал эксперимент в Копыле и Дзержинске, такая форма работы позволяет снизить заболеваемость в 4,3 раза и дает 570 тысяч рублей экономического эффекта в расчете на одного учащегося.

Программа современного медицинского обслуживания в школе отработана Минздравом еще в 1995 - 2000 годах, определены функциональные обязанности школьного врача. Предполагается, что нагрузка его сократится в 3 - 4 раза, а зарплата вырастет на порядок. И хотя расширенный эксперимент на базе 20 белорусских школ одобрен приказом Минобразования еще в августе, школьные педиатры приступят к работе по новым правилам в лучшем случае во второй четверти. Но если мы и на этот раз упустим время, то в будущем году опять будем только вздыхать над неутешительной медицинской статистикой.

Нина ЛЕБЕДЕВА, профессор-консультант Республиканского диспансера спортивной медицины.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter