Знаменосец

Письмо Вацлавы Петровой из деревни Василишки Щучинского района написано по-белорусски.
Письмо Вацлавы Петровой из деревни Василишки Щучинского района написано по-белорусски. "...Я нiколi-нiколi не дасылала лiсто› у газету. Але вось якая недарэчнасць падштурхнула мяне да гэтага. Ня›жо наш беларускi нацыянальны сцяг з`я›ляецца чымсьцi забаронным, прыкрым?.." Если бы возмущался поклонник бело-красно-белого флага - не позволяют, мол, водружать символ - это еще куда ни шло. Но чтоб милиционер заставил снять с крыши официальный символ нашего государства?.. Поначалу, грешным делом, привиделся в этом письме скрытый смысл и некий вызов. Дело в том, что именно в Щучине первый же прохожий, которого во время недавней командировки в этот город спросил я о местном музее, оказался активистом БНФ. Упрекнул между делом нашу газету... Но поскольку сделал это достаточно корректно, я охотно вступил с ним в политическую дискуссию. Вот и в этом случае ожидал чего-то подобного. Судите сами. "Мой сын з сябруком рашылi з нагоды Дня Перамогi выказаць i свае адносiны да гэтага ›сеагульнага свята. Яны хацелi выказаць сваю падзяку людзям, якiя сваiм жыцц„м i крыв„ю здабылi для нас волю i свабоду... хацелi паказаць, что Дзень Перамогi для iх не проста слова... Купiлi › Шчучыне сцяг (не якi-небудзь, а наш, беларускi) i вечарам 7 мая закрапiлi яго на даху дома, у якiм мы жыв„м. Ды i жыв„м мы на вулiцы Перамогi!" Далее из письма следовало, что наутро, то есть 8 мая, участковый инспектор заставил сына снять флаг, прикрепленный к самодельному древку. А парню пригрозил приводом и протоколом, заподозрив вдобавок, что тот украл флаг в сельсовете. "Калi нельга павесiць на свой дом сцяг, то чаму „н прадаецца свабодна › гандлi?" - так закончила письмо Вацлава Станиславовна. Серьга в ухо, литр пива "на борт", наколка на плечо - вот признаки нормального подростка. Повесить на стену флаг "Динамо" или "Барсы" - да, это понятно. Но чтобы флаг национальный, да не по указке, а в искреннем порыве... Согласитесь - что-то тут не так... "Не так", то есть наперекосяк, в семье пошли дела вскоре после распада Союза. А до того Коля с отцом, матерью и старшей сестрой жили в Риге. Отец был из кубанских казаков, то бишь из кулаков. Он, потомственный трудяга, хорошо зарабатывал. Не чуралась любой работы и мать - то крановщица, то официантка. Жили очень неплохо, в доме было все. Когда одновременно со страной распалась и семья, мальчишка даже в школе оказался вдруг "мигрантом", "маргиналом". Чужаком. Среди язвительных дразнилок национального толка - про литовцев, поляков и русских - что стали распевать местные пацаны, самой обидной казалась ему припевка про белоруса, которого рифмовали... с трусом. Это при том, что о белорусских партизанах парень от матери уже знал. Закрылся и завод, на котором она работала. А тут позвал к себе живший в Щучинском районе брат. Словом, Вацлава Станиславовна с детьми оказалась в Василишках. Не помышлявшая о крестьянском труде, она устроилась на свинокомплекс, в совхоз-комбинат "Василишки". Поражается трудолюбию местных жителей, сама зарабатывает полторы сотни, получила квартиру, родила еще одну дочь... Опять жизнь в общем наладилась. На родине! И Николай, сын, наконец-то ощутил себя дома! В первое время припал к телевизору и отчаянно болел "за своих" - за любую белорусскую команду, в каком бы виде спорта она ни выступала. Я застал семью за приготовлениями к проводам: Николаю вот-вот придет повестка из военкомата. Зовет в Латвию отец: можно, мол, "откосить" от службы. Но парень категоричен: "Что ж я за мужчина буду без армии!" Служить под чужим флагом?.. Об этом и речи нет! Призыв в белорусскую армию для Николая - праздник! Парень показал мне тот самый флаг, который заставил снять участковый и которому Николай вскоре будет присягать. Порылся в бумагах в поисках чека - "чтоб вы не подумали, что я украл..." А я ничего такого уже и не думаю. Теперь, после знакомства с семьей, нелепыми кажутся мне собственные подозрения в "скрытом смысле" с политической подоплекой. Подобных семей, "осколков империи", множество на просторах бывшего Союза, и судьба многих незавидна. Парень вполне мог бы стать действительно "маргиналом", то есть человеком без корней. Мог бы стать патриотом российским: по отцовской фамилии, по его крови. Мог бы - латышским, по месту своего рождения и проживания. Но стал - не волею судьбы, но заботой матери и, уверен, в итоге собственной юношеской самоидентификации - патриотом белорусским. Патриотизм Николая и его матери искренен, потому что выстрадан. Упрекнуть участкового за формальный подход к деликатному делу? Не имею на это права, если сам не поверил в искренность человеческих чувств! Вот и милиционер, должно быть, заподозрил какой-то подвох. Семья, в сущности, претензий к нему не имеет: не жаловалась, не писала заявлений. Мать просто излила душу и отправила два схожих письма - в нашу газету и щучинскую "Дзяннiцу". Из РОВД в местную газету пришел официальный ответ : "Сообщаем, что по вашему заявлению... о неправомерных действиях майора милиции А.А.Скорба проведена проверка. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь N 214 от 7.06.1995 г. флаг должен крепиться на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет... Поскольку майор А.Скорб лично флаг не снимал, в его действиях нарушения закона не усматривается". Формально майор А.Скорб был прав. Хотя мог бы, конечно, поступить помягче - подсказать парню, например, где можно взять нужную краску. Но, повторюсь, не мне его судить. А как эффектен 9 Мая был бы этот флаг на крыше 3-этажного дома, что мысом выделяется из деревенского микрорайона, возвышается над окрестностями и виден всем Василишкам! Поступок Николая оценила вся деревня: сверстники, старшие, учителя... Мораль? Патриотами не рождаются - становятся. Патриотами нас делает окружающая действительность: семья, школа, работа... То есть не какие-то государственные воспитательные органы - мы сами. Если из каждого окна в день национального праздника свисал бы флаг на самодельном древке, это было бы всем понятно... Возразят: нельзя же всю гамму проявления патриотических чувств свести к одному только флагу! Согласен. Но неспроста же этот кусок материи наделен таким высоким смыслом, например, в армии! Доверят его не каждому - только лучшему. Но бывают моменты, когда кто-то, самый смелый и сильный, сам принимает решение и поднимает знамя. Причем не только на войне. Чемпион перед ликующими трибунами размахивает флагом вовсе без древка. А если совершает круг почета, завернувшись в полотнище, - кто упрекнет его в оскорблении национального символа победным потом?.. Деревенский парень Николай - невысокого роста, с виду совсем не богатырь - дал нам хороший урок. Он ведь тоже одержал свою, гражданскую, победу. В нашем разговоре о патриотизме не обойтись, увы, без бюрократической прозы. Флаг при всей высокой символичности - это еще и... товар, поскольку имеет артикул и цену. В минском ЦУМе он стоит без малого 25 тысяч рублей (кстати, еще раз оценим порыв Николая). Изготовлен в ОАО "Мастра". Прошу у продавцов инструкцию. Товар этот, согласимся, даже более деликатен, чем огнеопасный кипятильник или утюг: должна быть инструкция! Ясно же, что крепить флаг к рукоятке швабры или черенку лопаты не годится. Но откуда покупателю-патриоту знать цвет древка? Где ему узнать самое главное - повод (праздник, событие, торжество...), дающий человеку право на использование национального флага. Но девушки-продавцы только пожимают плечами: про инструкцию впервые слышим. Из упомянутого указа следует, что ... "Государственный флаг Республики Беларусь может быть поднят также... во время народных, трудовых, СЕМЕЙНЫХ (подчеркнуто мной. - В.П.) праздников и в другие памятные дни". Но лишь в том случае, если торжества проводят государственные и общественные организации. То есть документ не регламентирует право частного лица на использование государственного флага. Зато пункт 10 указа гласит: "Правила применения настоящего Положения определяются Советом Министров Республики Беларусь"... Значит, ответ, можно ли, например, идти с развернутым флагом на международную встречу по футболу, можно ли на матч внутреннего чемпионата, нужно искать в соответствующем правовом акте правительства. Затратив немало усилий и времени, я не смог даже выяснить, существует ли такой документ. Его не оказалось, например, в сборнике "Герб и флаг Белорусской державы" (издательство "Полымя", 1997 год). Здесь много патриотических, пафосных статей, но нет простого ответа: как же обходиться с флагом рядовому гражданину. Нет документа даже в компьютерной базе "Нормативно-правовые акты Республики Беларусь" крупной столичной библиотеки. На этом поиски я прекратил. Вопрос слишком серьезен. Он касается не только Николая Петрова, не только читателей "СБ", но и миллионов наших сограждан. Поэтому, думаю, заслуживает официальных ответов из соответствующих государственных структур. И голос общественности, к слову, тут не менее важен... И тогда мы не будем изумляться, а вот, дескать, в США перед домом всегда висит "звездно-полосатый"... ...Автобус до Щучина вместе со мной штурмовали десятка два местных пацанов лет 13 - 15. В джинсах и бейсбольных кепках, в модных майках и кроссовках - современные, нормальные ребята. Будущее страны! Как бы я хотел, чтобы единственную проблему для милиции они создавали лишь неумелым прикреплением флага к самодельному древку!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter