О возвращении в школы профильных классов

Знакомый профиль

Вот уж действительно: все новое — лишь хорошо забытое старое. Иначе и не скажешь о возвращении в школы профилей. Классы с акцентом на изучение отдельных предметов успешно работали, пока во многом из–за возвращения к 11–летней системе обучения не были упразднены в 2008 году. Тогда в Министерстве образования посчитали, что их вполне могут заменить просто дополнительные занятия. Однако на практике два казавшихся тождественными принципа оказались родственниками слишком дальними, что беспристрастно подтвердил анализ результатов вступительной кампании, ЦТ и мониторинг качества общего среднего образования. И в 2013 году Минобразования признало: ставка исключительно на факультативы себя не оправдала.

Заместитель министра образования Раиса Сидоренко указывает на главный недостаток прежней, недолго просуществовавшей системы — учебная программа одинакова что для базового, что для повышенного уровня преподавания. Все отличия здесь выражались в банальном количестве выделенных часов. Можно и так сказать: школьникам предложили экстенсивный путь развития вместо прогрессивного интенсивного. Как результат, использовать весь потенциал обучения на более высоком уровне оказалось невозможно — это официальный вывод Минобразования. Конечно, находились учителя–энтузиасты, которые на факультативах выходили за предусмотренные рамки и предлагали дополнительные темы, где–то обращались к старым учебникам и проверенным опытом пособиям. Но дело же не может постоянно держаться на личной инициативе! В отношении же вновь открывающихся профильных классов изначально выработаны четкие и единые стандарты, которые позволят с полным правом говорить и о качественно ином уровне обучения.

Прежде всего стоит упомянуть новые учебные программы: они отныне разные для базового и повышенного уровня изучения предметов. И профили выгодно отличаются теперь не только количеством часов, но и качеством подготовки — самим содержательным моментом. Шанс оценить такую «смену курса» выпадет будущим десятиклассникам — «новые старые» профильные классы появятся на III ступени общего среднего образования, то есть у старшеклассников. А вот будущим выпускникам, переходящим в нынешнем году в 11–й класс, никаких потрясений опасаться не стоит — они окончат школу по своей программе. И уже на следующий учебный год новый подход охватит и одиннадцатиклассников, для них разработают свою программу. Так что перестройка задумана максимально плавной и безболезненной — как для самих школьников, так и для педагогов (которые, кстати, не скрывают, что истосковались по прежней системе).

В самом деле, выпускники будущего года на некоторые дисциплины уже сделали ставки, готовятся к поступлению в выбранный вуз целенаправленно — им позволят спокойно довести задуманное до конца. Девятиклассникам же, наоборот, с выбором помогут — в новом учебном году заработает программа допрофильной подготовки, с факультативами по различным предметам, чтобы каждый ответил для себя на простые вопросы «мое это или не мое?» и «потяну ли предмет на повышенном уровне?». Важный нюанс: набирать в профильные классы будут по среднему баллу аттестата, и по выбранным дисциплинам там должно стоять не меньше «7». Именно выбранным: жестко установленных профилей вроде «физико–математический» в новой ипостаси системы нет. Можно, например, остановиться на химии и английском...

Одного лишь желания изучать определенные предметы на повышенном уровне, впрочем, для создания профильных классов недостаточно. Цель, обращают внимание в Минобразования, организовать их в каждой школе и непременно к 1 сентября не стоит вовсе. Раиса Сидоренко пунктирно обозначила, что даст руководителю учреждения образования право открыть профили. Перво–наперво нужны кадры, то есть педагоги, которые смогут преподавать предметы на действительно повышенном уровне. По оценкам министерства, сейчас 87% учителей потенциально готовы вести такие уроки — им в помощь на национальном образовательном портале уже размещаются научно–методические пособия. Во–вторых, понадобится материально–техническая база: в углубленном изучении химии, например, не обойтись без кабинета для практических занятий, опытов. Финальный элемент, разумеется, наличие заинтересованных учащихся. С ними не было недостатка в свое время, не будет и 7 лет спустя, когда история вернулась на круги своя и решили отказаться от попыток заново изобрести велосипед, не разбрасываясь хорошим опытом.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 75 (24705). Среда, 22 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter