Зияющая пустота

Накануне единого дня профсоюзных действий, заявленного федерацией на минувший четверг, пришло известие, которое отчасти дает ответ на вопрос, обозначенный в наших предыдущих публикациях: а не нанесет ли протестная стратегия урон прежде всего самой Федерации профсоюзов Белорусской? Опасение было не лишено основания, коль скоро в минувший вторник Минский автомобильный завод всей своей, так сказать, трудовой махиной вышел из зоны влияния республиканского профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ).
Накануне единого дня профсоюзных действий, заявленного федерацией на минувший четверг, пришло известие, которое отчасти дает ответ на вопрос, обозначенный в наших предыдущих публикациях: а не нанесет ли протестная стратегия урон прежде всего самой Федерации профсоюзов Белорусской?

Опасение было не лишено основания, коль скоро в минувший вторник Минский автомобильный завод всей своей, так сказать, трудовой махиной вышел из зоны влияния республиканского профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ). Таким образом, и Федерация профсоюзов Белорусская потеряла свою структуру на одном из крупнейших предприятий страны.

Полномочные делегаты учредительной конференции, представлявшие коллектив предприятия, собрались в количестве 340 человек в зале заседаний инструментально-штампового производства - в самом большом помещении такого рода на территории завода. Они дружно проголосовали за создание самостоятельного профсоюза работников МАЗа, отдельного и отличного от АСМ и ФПБ. Тем самым, возможно, заложив основу исторического поворота в судьбах профсоюзного движения, совершающегося по законам диалектики: на смену старому приходит новое.

Что характерно: в ходе конференции автозаводцы практически не затрагивали тему мартовских акций, на которые и нынешней весной по привычке сделала ставку ФПБ. Лишь некоторые рабочие вскользь поминали о том, что зарплату на митингах не повышают. Говорили об этом, впрочем, как о делах минувших дней.

Что же касается собственно акций, участвовать в которых не собирались рабочие МАЗа, то в столице все обошлось двумя мероприятиями. Оставшись у себя в офисе на проспекте Машерова, руководители федерации провели открытое собрание. Его участники критическими речами отработали лозунги предполагавшегося ранее каскада митингов по всей стране: "Нет росту цен! За достойную жизнь и права трудящихся". Еще был отмечен скромный пикет на площади Бангалор в Минске, аналогичные собрания в ряде городов.

Фактически ФПБ отказалась от первоначальной и такой впечатляющей слух задумки - вывести на улицы 30 тысяч человек. В оправдание приводятся действия властей, которые не разрешили митинговать на центральных площадях или на стадионах, а отводили для выражения мнений более удобные с точки зрения городской инфраструктуры места. Но суть, разумеется, не только и не столько в этом. О чем можно судить в том числе по реплике нынешнего лидера ФПБ Франца Витко, который публично подчеркнул, что решение о проведении собрания "далось руководству федерации нелегко".

Если выразиться откровенно, то решение это было явно вынужденным. Потому что ошибочным было предыдущее - о "половодье" протестов в десятках городов страны... Уже за неделю до 28 марта стало очевидно, что ФПБ шагает, хоть и с бодрым видом, но не в ногу с массой рядовых членов профсоюза. За спиной лидеров образовалась пустота. Разрыв этот продолжает расширяться. Новую изрядную брешь в старых структурах пробила и "автозаводская колонна", которая, что называется, пошла своим путем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter