Чемпионат мира по футболу в 2022 году впервые в истории кардинально изменит сроки проведения

Зиму превратят в лето

Если чемпионат мира переносится, значит, это кому–нибудь нужно
Дело ясное, что дело зимнее: чемпионат мира по футболу в 2022 году впервые в истории кардинально изменит сроки проведения. По–другому просто не получится, ибо летом в Катаре такая жара, что чертям в аду тошно становится. Совсем недавно в ФИФА по этому поводу приняли окончательное, революционное и весьма скандальное решение, определив даже дату финального поединка первенства, который должен состояться в Дохе 18 декабря — в Национальный день Катара. Футбольный мир по такому случаю впал в беспокойство и недоумение.


В мае Йозеф Блаттер вновь будет баллотироваться на пост президента ФИФА, и его шансы «отмотать» в этой должности свой пятый срок весьма и весьма высоки. Сковырнуть швейцарца с насиженного места вряд ли удастся, ведь за время его правления (с 1998 года) ФИФА здорово укрепила свои позиции на всех важных направлениях. В том числе и на финансовом, а это — главный аргумент. Нынче ФИФА в футбольном мире имеет авторитет, сравнимый, наверное, с положением католической церкви в эпоху Средневековья, когда даже волосок на голове короля не мог пошевелиться без желания на то Святейшего Папы. И предвыборная риторика 78–летнего Блаттера вполне, надо сказать, соответствует такому сравнению: «Учитывая то, какие эмоции дарит футбол, ФИФА сегодня очень влиятельная организация. Она влиятельнее, чем любая страна или религия на земле! Мы влияем на массы и хотим использовать это влияние ради установления мира, справедливости и здоровья на всей планете».

Можно предположить, что сам Блаттер в силу своего возраста вряд ли дотянет до катарского чемпионата (во всяком случае — на посту главы ФИФА), а значит, не увидит плодов своего отчаянного новаторства. Сегодня, кстати, наиболее горячие головы вообще склонны думать, что чемпионат мира–2022 может не состояться. Причин тому масса и обо всех нынешние бонзы ФИФА во главе со своим предводителем, конечно, осведомлены в полной мере. Но что с этим можно поделать? Однажды приняв решение и отдав первенство катарским шейхам, сейчас они всеми силами пытаются ситуацию разрулить.

В этой связи интересно проследить за тем, как весьма показательно менялось мнение Блаттера по поводу проведения чемпионата мира 2022 года в зимний период. Не будем голословными и соблюдем хронологию.

5 марта 2013 года: «Моя главная обязанность — защищать принципы ФИФА. Один из них гласит, что чемпионат мира проходит в июне–июле. Речи о том, чтобы провести турнир зимой, быть не может».

21 марта 2013 года: «ЧМ–2022 планируется провести летом. Изменения могут быть только по просьбе Катара».

26 августа 2013 года: «Буду очень удивлен, если исполком ФИФА решит проводить ЧМ–2022 летом».

10 сентября 2013 года: «Перенос ЧМ–2022 на зиму может стать верным решением».

То есть за год в сознании главы ФИФА произошел поворот во мнении на 360 градусов, и лето вдруг превратилось в зиму. И тут, конечно, вспоминается скандал, который окутал саму процедуру выбора страны — хозяйки мирового первенства–2022. Бывший глава Футбольной ассоциации Англии лорд Дэвид Трисман и сейчас выступает с жесткой критикой в адрес ФИФА. «Я никогда не верил в то, что ЧМ–2022 может быть проведен в Катаре летом. Я чуть не упал от смеха, когда Блаттер заявил, что он не знал, как жарко там летом. Не верю, что люди были настолько глупы, что не знали этого. Скорее они были циничны и уже тогда полагали, что придется передвигать турнир по времени. Если это произойдет, то не только в футболе нарушится многое, но и в видах спорта, берущих свое начало зимой. И это будет очень дорого стоить».

Лорд знает, о чем говорит: крупные корпорации уже начали просчитывать варианты оптимального выхода из ситуации и прикидывать суммы возможных финансовых потерь. Они будут — это факт: у клубов, у телекомпаний... ФИФА при этом от проблемы самоустраняется, заявляя: «Компенсации клубам не будет. Решение, которое мы приняли, не идеальное, но почему мы должны говорить о компенсации? То, что мы делаем, будет сделано единожды и не разрушит футбол!» Наверное, это так, не разрушит. Однако неудобств все же доставит массу. Кому в первую очередь? Давайте разберемся.

Чемпионат мира зимой — это своеобразный рейдерский захват всех зимних видов спорта. Популярность футбола — колоссальная, и чемпионат мира, конечно, задвинет на второй план такие виды спорта, как биатлон, прыжки с трамплина, горные лыжи, лыжный спорт и так далее... А это — потери на рекламе, туристах и прочем.

Телекомпании — отдельная статья. Например, категорически против переноса первенства уже выступил канал Fox, который купил телеправа за 425 миллионов и намерен показывать турнир летом, пока длится межсезонье в хоккее и американском футболе. Если же ЧМ–2022 будет перенесен на зиму (а это уже решенный факт), то футбол гарантированно столкнется в эфирной сетке с трансляциями НХЛ и НФЛ, что приведет к потере аудитории и денег. То же самое можно сказать и о британских телекомпаниях, которые платят колоссальные деньги за права на показ английской премьер–лиги. Захотят ли они «подвинуться»?

Да и вообще пока не ясно, как быть с календарем национальных первенств. Англия — страна очень консервативная, и пожелают ли там делать продолжительную зимнюю паузу — большой вопрос. А если англичане, например, не попадут в финальную стадию или решат чемпионат бойкотировать — что тогда? В Англии выступает весь цвет мирового футбола, и клубы, конечно, не захотят отпускать своих лидеров в Катар. Ситуация может сложиться просто патовая, но об этом пока никто не думает. К тому же перенос чемпионата на зиму повлечет за собой радикальное изменение всего футбольного календаря Лиги чемпионов, Лиги Европы и всех национальных чемпионатов: будет предусмотрен значительный перерыв осенью и быстрый розыгрыш турниров зимой и весной.

Немаловажен и зрительский вопрос: в Катаре очень жарко даже зимой, но не в этом, конечно, будет главная беда для туристов, которые решат посетить матчи чемпионата. Катар — страна жестких мусульманских традиций, а футбольная публика — народ своевольный и крутой. Футбольные фанаты и Катар — вещи сегодня категорически несовместимые. И это тоже проблема. Большая проблема.

Впрочем, на ситуацию вполне можно посмотреть и с другой стороны. ФИФА выступает за популяризацию футбола, а чемпионат мира в Катаре отвечает этой позиции сполна плюс дает немалый финансовый бонус. Блаттер открыто говорит: «Глава УЕФА Мишель Платини должен понять, что мир больше не крутится вокруг Европы. За 40 лет моей работы в ФИФА я стремился к тому, чтобы футбол развивался по всему миру, а не только на отдельном континенте. Европе нужно умерить свои аппетиты». Пожалуй, был резон рискнуть и сорвать банк. А неудобства? Кто платит, тот и музыку заказывает — потерпят.

Мысли по поводу

Йохим ЛевЙохим Лев, главный тренер сборной Германии: «С чисто спортивной и медицинской точки зрения было бы катастрофой проводить игры на 40–градусной жаре летом, особенно если учесть интенсивность современного футбола. Так что решение играть зимой — лучшее из возможных. Мы должны жить с этой реальностью, нравится она кому–то или нет».

Давор ШукерДавор Шукер, президент Хорватского футбольного союза: «Для начала посмотрите, кто голосовал за Катар при выборе хозяина ЧМ–2022. Многое станет понятным. Сейчас приходится найти способ выхода из этой ситуации. Испанский и английский чемпионаты в этой связи страдают больше всего, потому что у них нет зимних пауз. В других странах проблем изменить расписание чемпионатов не должно возникнуть. Но, возможно, Англия извлечет из этого пользу. На летних чемпионатах мира она проваливается с 1966 года. Я пытаюсь во всем найти позитив: чемпионат мира сам по себе будет большим шоу, а Катар будет инвестировать в футбол и туризм».

Советская Белоруссия № 64 (24694). Суббота, 4 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter