Зима тревоги нашей

Вытягиваешь рыбака из проруби, из сил выбиваешься, а он орет тебе в ухо: «Ящик достань, рыба там - карась, подлещик и окунь...»

Вытягиваешь рыбака из проруби, из сил выбиваешься, а он орет тебе в ухо: «Ящик достань, рыба там - карась, подлещик и окунь...»

В гидрокостюме совсем не обязательно уметь плавать. Он запросто удерживает на воде двоих взрослых мужчин и даму с собачкой. В прочности же уступает только кольчуге, но его владельцам не до рыцарских турниров. Рискуя собой, они бьются за жизни людей, машин и домашних любимцев, испытывают предел человеческой смелости и 24 часа в сутки ходят по тонкому льду своей профессии. Немногие знают о смертельно опасных маневрах маневренно-поисковых групп МЧС.

Заводской районный отдел по чрезвычайным ситуациям - в двух шагах от Чижовского водохранилища. Три минуты - и автомобиль быстрого реагирования в самой отдаленной его точке. Через секунды на воде - пластиковая лодка с двумя спасателями в темно-синем снаряжении, масках и неопреновых перчатках. Град, лед, туман, ледоход, дождь, половодье - все это не имеет никакого значения, если речь идет о человеческой жизни. Успеть к тонущему любой ценой, в любое время года и суток - такую задачу ставили в 2001 году перед пятью создаваемыми в столице маневренно-поисковыми группами спасения на водах.

…Четыре года назад в это время на улицах уже лежал снег, на реках стоял лед. Затем последовали три ЧП, которые потрясли Минск. В районе Лошицы тонет рыбак, по вызову 01 прибывает отделение спасателей. Лодка «Нырок» не в счет: ее еще нужно накачивать воздухом. Поэтому спасатель обматывает себя страховочным тросом и бежит по хрупкому льду, несколько метров - и он проваливается в воду. Выкарабкивается и ползет к тонущему по-пластунски. Обоих с трудом вытягивают с берега.

Через несколько дней - улица Красная, домик РСДРП. В тридцати метрах от набережной Свислочи идет ко дну офицер. История спасения повторяется: бойца МЧС и его отяжелевшую ношу вытягивают на берег страховочной веревкой. Боевка, спина и руки спасателя исполосованы острыми льдинами. Увы, ровно через день на этом же месте не дождался помощи прапорщик внутренней службы: прибывший расчет обнаружил примерзшую ко льду фуражку. После печальных событий вблизи главных водоемов столицы решено создать поисковые группы. Чижовка, Дрозды, Немига, Свислочь и Цнянка - за четыре прошедших года у каждой из них собралась целая летопись невероятных происшествий и неожиданных спасений.

- В нашей работе нет приливов и отливов. Есть только сезоны, которые оставляют больше или меньше шансов человеку, оказавшемуся посреди водоема. Летом счет идет на секунды, зимой - на минуты, но ледяная вода забирает и это призрачное преимущество, - говорит Павел Любин, заместитель начальника Заводского районного отдела по ЧС. - За это время чего только не было: рыбаки, дети, коллекторы, плоты, пьяные подростки, домашние питомцы… Насмотрелись всякого.

Зимой и весной готовь снасти на рыбаков. Первый и последний лед многим из них стоит в лучшем случае заиндевевшей одежды и переохлаждения. В худшем… «Двое-трое утопленников за сезон - минимум. А скольких тянем из воды и откачиваем на берегу - уже и со счета сбились. Всю зиму объезжаем водохранилище и по громкоговорителям предупреждаем об опасности. А толку... - сокрушается Алексей Зубов, старший пожарный Заводского РОЧС. - Тулуп, валенки, шапка, рукавицы - провалившийся в воду рыбак весит килограммов триста. Не меньше. Вытягиваешь эдакую гору, из сил выбиваешься, а он орет тебе в ухо: «Ящик достань, рыба там - карась, подлещик и окунь».

С детьми и подростками - головная боль круглый год. Никогда не знаешь, что они придумают. Из бревен и досок делают плоты и отправляются в путешествие: сколько уже раз их чудом успевали снять перед самым шлюзом. Через секунды импровизированное судно разлеталось в щепки. В феврале этого года семеро отважных граждан лет 7-10 обкатывали льдину на канале спорткомплекса «Трудовых резервов». Кто знает, чем бы закончилась одиссея, не отбуксируй их к берегу сотрудники местной пожарной аварийно-спасательной части.

На улице Плеханова, напротив 129-й школы, - трагедия зимой того же года. Двое пятнадцатилетних подростков вышли на вафельный лед и провалились. Одного из них спасатели вытащили на берег. Искусственное дыхание пришлось делать всем отделением: от стойкого запаха перегара мутилось в голове. Увы, юноша так и остался бездыханным, за вторым ныряли уже водолазы Республиканского отряда специального назначения. Первоклашек этой же школы братьев Романа и Роберта, в поисках которых сбила ноги столичная милиция, весной этого года нашли на Чижовке рыбаки. Говорить об этом случае спасатели наотрез отказались. Сказали только, что, когда прибыли на место, из-подо льда виднелась детская ручонка в варежке.

С домашними животными - своя эпопея. Ротвейлер выбежал на лед и провалился, хозяин бросился спасать любимца и сам угодил в ловушку. Пес выбрался, мужчину полчаса доставали лестницей-трехколенкой. Были за эти годы и замерзающие лебеди, и сбежавшие тигры, и даже лоси-пилигримы… Первых двух отлавливали у водоемов и отвозили в зоопарк. Третий помощи не принял, перенервничал и умер от разрыва сердца.

- Этим же летом не выдержало сердце у водителя одного из автокомбинатов столицы. МАЗ круто дал влево и в районе Филимонова-Парниковой нырнул в Свислочь по самую крышу. Водителя ребята достали быстро (обширный инфаркт), куда дольше возились с масляными разливами у берега, - рассказывает Павел Любин, заместитель начальника Заводского РОЧС. - Поэтому сейчас на уровне города решается вопрос об обеспечении всех маневренных групп Минска сорбирующими матами - бонами. Секунды - и пористый материал без остатка впитает нефтепродукты: хочешь - купайся, хочешь - лови рыбу.

Давняя мечта спасателей Минского гарнизона - усилить службу двумя-тремя собаками-водолазами. Ньюфаундлендами, чью сноровку, силу и природную выносливость давно используют на Неве питерские спасатели. В Беларуси дрессировкой этой породы никто пока не занимается. А зря: и по тонкому льду пройдет, и к тонущему доплывет в один миг, и на воде будет держать его сколько надо. Не собака - золото!

…В Заводском райотделе по ЧС есть давняя традиция. В какой бы стране ни побывали его сотрудники или их друзья, отовсюду привозят шевроны служб спасения. В коллекции уже более сорока нашивок, среди которых и довольно редкие: Англии, Ирака, Ирана, США… Но, странное дело, ни на одной из них мы, гражданские люди, не увидели самого главного элемента - отметок о числе спасенных жизней.

На снимке: подразделение спасателей хоть сейчас готово на лед и в воду.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter