Жизненно важная стратегия

Вторая часть стенограммы разговора о стратегически важном для Беларуси документе — новой редакции Концепции национальной безопасности.

(Окончание. Начало — в номере «СБ» от 17.03.2011 г.)


Сегодня мы публикуем вторую часть стенограммы разговора о стратегически важном для Беларуси документе — новой редакции Концепции национальной безопасности.


Участие в «круглом столе» приняли Государственный секретарь Совета Безопасности Леонид Мальцев, главный редактор газеты Павел ЯкубовиЧ, начальник управления военной безопасности Государственного секретариата Совета Безопасности Андрей Шалухо, заместитель начальника информационно–аналитического управления Государственного секретариата Совета Безопасности Константин Бурак, руководитель секретариата Премьер–министра Беларуси Александр Заборовский, заместитель академика–секретаря отделения физики, математики и информатики Национальной академии наук Беларуси Сергей Килин, ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт экономики Национальной академии наук» Татьяна Миронова, сотрудник Информационно–аналитического центра при Администрации Президента Александр Нароленков, первый заместитель начальника ОАЦ при Президенте Владимир РЯбоволов.


Эта часть встречи посвящена ответам на вопросы журналистов «СБ».


Корр. «СБ»: Беларусь — нейтральное независимое государство. Нам никто не угрожает. Мы никому не угрожаем. Каким образом учтен этот международный аспект в новой редакции концепции? Не лучше ли просто максимально наполнить оптимально качественным содержанием многовекторные подходы к нашей внешней политике, чем создавать новые системы безопасности?


Л.Мальцев: Международным аспектам в концепции уделено достаточно внимания. Но я бы хотел несколько моментов прокомментировать. В частности, о нейтральном политическом статусе нашего государства. Беларусь сегодня — это состоявшийся субъект международных отношений. Мы являемся донором самых разных мирных инициатив. Например, мы одни из первых стран отказались от обладания ядерным оружием и вывели его со своей территории. А этот арсенал стоил не копейки и не рубли, и даже не миллиарды долларов. Это сотни миллиардов долларов.


Президент в недавнем интервью газете «Вашингтон пост» говорил о том, что мы свое обещание выполнили, вывели ядерное оружие. В Будапеште все главы ядерных государств, включая президента США и премьер–министра Великобритании, подписали документ, в котором гарантировали Беларуси, что все ядерные державы будут препятствовать вмешательству во внутренние дела нашей страны. И если кто–то посмеет вмешаться, они примут соответствующие меры. А кто сегодня ввел санкции против нашего «Белнефтехима»? И сейчас, и в прошлые годы? США. Так что тогда стоит этот документ? И как можно верить таким гарантиям?


Теперь о нейтралитете Беларуси. Вот нас упрекают, что мы проводим совместные учения с Россией, участвуем в ОДКБ и так далее. Позвольте, но у нас в Конституции записано, что мы стремимся сделать свою территорию безъядерной, а государство нейтральным. Стремимся сделать. А в концепции говорится о создании условий для перехода к нейтралитету. Это наша цель, а не реальное достижение.


Можно слышать высказывания, что раз нас признали нейтральной страной, значит, мы должны соблюдать нейтралитет. Ничего подобного. Мы еще только стремимся к этому. А что касается договоров, то мы очень осторожно должны подходить к таким вещам в политике. Мы знаем цену договора и гарантий со стороны США и других ядерных государств. А что стало с нейтральными странами Европы во время Второй мировой войны? Они практически все были оккупированы Германией. За исключением Швейцарии. Да и то потому, что нацистам надо было где–то хранить награбленное по всему миру. Германия оберегала не нейтралитет страны–соседки, а свои деньги в банках.


В этом мире уважают силу. Вот смотрите: у Китая сильная армия, на них особо не надавишь, не заставишь что–то делать вопреки их собственным национальным интересам. У нас есть такая мощная армия? Нет. Наша экономика не выдержит таких расходов. За счет чего тогда придется содержать социальную сферу? У нас только один путь — развивать свою экономику. Мы ни к кому не имеем никаких территориальных претензий. Но и не признаем их к себе. Мы готовы сотрудничать со всеми странами по всем направлениям. У нас принцип многовекторной политики записан был еще в Концепции национальной безопасности 1995 года. В том же году мы подписали соглашение о партнерстве во имя мира с НАТО. Не против кого–то, а во имя мира. И никто нам не должен указывать, что у нас так, а что не так. Мы разберемся сами.


Мы свои национальные интересы высказали перед всем миром и будем их защищать.


А.Шалухо: Добавлю. Опасность извне существует для любого государства мира. И не обязательно это опасность в военной сфере, она может быть в любой другой области жизни. Риски, вызовы и угрозы возникают время от времени, от этого никто не застрахован.


Приведу житейский пример. Всем известно изречение: автомобиль — источник опасности. Если ты сел за руль и поехал, у тебя потенциально могут возникнуть опасности самого разного характера. Если ты соблюдаешь правила дорожного движения, уровень опасности невысок, но все равно он есть. Бывают у нас лихачи, которые «летают» из полосы в полосу. Превышение скорости — это уже риск. А если водитель сел пьяным за руль, возникает угроза. То есть уровень опасности резко возрастает. Это очень упрощенный пример. При разработке концепции были выработаны критерии оценки ситуации в различных сферах национальной безопасности и заложены принципиальные подходы к определению уровня опасности национальным интересам по шкале риск — вызов — угроза. И ими мы сегодня руководствуемся в своей жизни и деятельности.


Корр. «СБ»: В современных условиях военное противоборство по силе воздействия и результатам порой уступает экономическим и информационным формам и способам противостояния. Образно говоря, какой–нибудь клерк, сидя в кабинете за компьютером, может нанести гораздо больший ущерб сопернику, чем, скажем, хорошо подготовленный снайпер. Вполне естественно у меня возникает вопрос: значит ли это, что вопросам развития армии и всему, что связано с этим процессом, со стороны государства будет уделяться меньше внимания?


А.Шалухо: Безусловно, нет. Государство будет уделять развитию и совершенствованию Вооруженных Сил самое пристальное внимание. Военнослужащие никогда не станут в нашей стране изгоями. Об этом лично заявил Президент. Повышенное внимание будет уделяться и вопросам переоснащения армии, и вопросам обеспечения социальных гарантий военнослужащих, которым даже в мирное время приходится выполнять поставленные государством задачи в очень нелегких условиях. Военная инфраструктура будет и дальше развиваться, приводиться в соответствие с самыми современными требованиями.


Что касается упомянутого вами клерка и ему подобных. Мы уже говорили в начале о воспитании гражданина, патриота, о значении этого фактора для обеспечения национальной безопасности. Воспитание патриотических чувств не ограничивается просмотром фильмов о войне и рассказами о героическом прошлом. Это большая и комплексная работа по воспитанию любви к своей Родине в детских садах и школах. Это работа по подготовке молодых людей к службе в Вооруженных Силах и выполнению своего конституционного долга. Это работа по воспитанию патриотов инженеров, патриотов учителей, врачей, патриотов ученых и бизнесменов, всех кто обеспечивает процветание нашего Отечества и защиту его от возможных угроз. И мы в этом плане не уникальное государство, такая работа ведется практически во всех странах мира. Различия могут быть лишь в формах и методах этой работы.


Л.Мальцев: Мы реформу ВС провели именно для того, чтобы соответствовать тем новым вызовам и угрозам, которые появились в нашем мире, где полным ходом идет глобализация.


Например, в киберпространстве мы сегодня наблюдаем не просто противоборство, там идет самая настоящая война. Во многих странах есть даже специальные подразделения, командование которых отвечает именно за войну в киберпространстве. Это не просто взлом серверов и похищение каких–то данных. В результате кибератак парализуется работа предприятий, происходят аварии, в том числе на АЭС. Также может быть спровоцирован несанкционированный пуск ракет и тому подобное. То есть эти действия могут привести к вполне реальным и ощутимым потерям и ущербу. Поэтому и нам нужно быть готовыми обеспечить безопасность в этой сфере. Здесь, конечно, никакой снайпер не поможет, никакие самолеты и ракеты не отразят этот вид угроз.


Корр. «СБ»: Мы постоянно говорим о высоких темпах роста и одновременно о высокой затратности нашей экономики. Причем недопустимо высокой по сравнению с западными странами в сложившейся экономической ситуации. Это касается и материалоемкости, и энергоемкости. Ряд наших ученых, в том числе НАН Беларуси, предлагают поменять экономическую парадигму. Во главу угла ставить не темпы, а качество роста. То есть в первую очередь прибыль, получаемую предприятиями.


И второй вопрос: стоит ли нам вопросы финансовой безопасности выделять отдельным блоком из экономической безопасности? Это касается, в частности, проблем торгового баланса, состояния золотовалютных резервов нашей страны.


А.Заборовский: Во–первых, любая модель экономического развития, если так можно выразиться, живая система. Она изменяется в зависимости от ситуации на внутреннем и внешнем рынках. И белорусская модель социально–экономического развития не исключение. При этом есть принципы, которые остаются неизменными. В первую очередь это социальная направленность экономики.


Каждая экономическая модель в своем развитии проходит отдельные этапы. Если посмотреть в прошлое, то мы видим, что наша экономика проходила разные этапы восстановительного роста. В начале 90–х она после сокрушительного обвала восстанавливалась. Затем был этап экстенсивного роста, когда мы использовали все те факторы экономического роста, которые были, так сказать, у нас под рукой. И использовали их для повышения уровня жизни людей.


Затем последовал этап инвестиционного роста. Например, с 2001 года инвестиции в основной капитал выросли в 4 раза. С 2001 года у нас ВВП увеличился в 2 раза. Вдумайтесь в эти цифры: за 10 лет в 2 раза вырос ВВП! В 3,2 раза выросли реальные доходы населения. Это, по сути, тест на эффективность той или иной модели социально–экономического развития. Мы его выдержали.


При этом нужно учесть, что последние два года мы работали в условиях финансово–экономического кризиса, который потряс все самые крупные экономики мира. Теперь надо переходить к факторам роста на основе инноваций. Все эти моменты отражены и в решениях четвертого Всебелорусского народного собрания, и в программных документах.


Я сам экономист, и меня часто удивляют дискуссии среди коллег о том, что важнее: валовые показатели или показатели эффективности? С точки зрения определения приоритетов этот вопрос уже устарел. Приоритеты уже определены. Президент еще два года назад сказал, что нам не нужны валовые показатели. Главное — рентабельность и количество денег на расчетных счетах предприятий. И я не знаю никаких других установок.


Обеспечивая высокие темпы роста, мы должны одновременно выполнять и социальные обязательства: повышать уровень жизни населения. Безусловно, это тоже требует более динамичного развития экономики. И в этом смысле перед Правительством и перед всей страной стоят действительно напряженные задачи. Подобные высокие темпы роста демонстрировали азиатские страны–«тигры»: Сингапур, Южная Корея, Китай.


Что касается финансового блока, то при подготовке концепции мы не стали его отдельно выделять. Финансы — это, как говорится, итог работы. Результат, который показывает, насколько состоятельными оказались те или иные управленческие решения. И если мы посмотрим показатели финансовой безопасности, то с точки зрения долговых индикаторов — а они предусмотрены в концепции, — мы не перешагнули, так сказать, какого–либо страшного порога ни с точки зрения показателя внешнего долга, ни с какой–либо другой.


У большинства стран мира в период кризиса увеличились долги. Пытаясь стабилизировать внутреннюю экономическую ситуацию, они подпитывались за счет заимствований. И мы в этом ряду не исключение. Недавно у нас были американские финансисты, так они высказали интересную мысль: «Хороша та экономика, которой дают в долг». Никакой кредитор не даст деньги, если увидит, что возникнут проблемы с их возвратом. Считать бизнесмены умеют. И если нам дают, значит, считают нас платежеспособным заемщиком.


Кстати, наши золотовалютные резервы с 2005 года значительно увеличились. Конечно, с точки зрения индикаторов национальной безопасности их у нас еще недостаточно. Есть золотое правило: золотовалютный запас страны должен быть не меньше 3–месячного объема импорта. Пока мы еще не совсем соответствуем этому правилу. Безусловно, высокие темпы роста требуют привлечения внешних инвестиций, импорта сырья и материалов. Но сегодня нет никакого основания для роста алармистских настроений.


Экономист Р.Лукас, получивший Нобелевскую премию за теорию рациональных ожиданий, писал, что если среди прочих других факторов какая–то масса субъектов рынка начинает думать, что, например, будет обвал экономики, то так оно и случится. Это — самореализующиеся ожидания.


Если, допустим, искусственно подогревать инфляционные ожидания, то все побегут одновременно забирать свои вклады. Банки рухнут. Сегодня, в век информационных технологий, панические настроения распространяются как зараза. Ни одно государство, ни США, ни Великобритания, не сможет выдержать такого давления на экономику, как, например, паника на валютном рынке. Нужно это понимать. А за январь этого года рост нашей экономики составил 7,6 процента. Очень важно об этом говорить, в том числе и через СМИ, и, конечно же, проводить системную работу по недопущению провокаций, влекущих необдуманные действия населения, дестабилизирующие финансовую безопасность страны.


Л.Мальцев: Цитирую: «В экономической сфере основными национальными интересами являются экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе структурной перестройки». Это не просто слова. Это задача, которую все должны безусловно выполнять, начиная от Правительства и заканчивая каждым работающим на предприятиях и в организациях.


Впервые в новой концепции установлены основные индикаторы состояния национальной безопасности. Среди них большинство касается непосредственно экономики. Например, доля в ВВП инвестиций в основной капитал, уровень инновационной активности промышленных предприятий и так далее. И все это находится под контролем. Что касается валовых показателей, то был период, когда перед нами стояла задача насыщения внутреннего рынка, государство устанавливало предприятиям, сколько и каких товаров нужно произвести. Сегодня нам нужно в первую очередь повышать качественные показатели во всех без исключения сферах.


Ежегодно Совет Безопасности будет проводить мониторинг ситуации и докладывать письменно Президенту о состоянии во всех сферах национальной безопасности, о выполнении поставленных задач. Здесь надо отметить очень важный момент. Принятие новой редакции концепции не должно быть поводом для нового бумаготворчества. У нас ведь зачастую делается так: выходит новый документ, и тут же начинают заседать коллегии, пишутся разные планы реализации. Все это спускают на места, пишут отчеты о выполнении мероприятий — и на этом все. Президент на одном из заседаний Совета Безопасности категорически потребовал прекратить подобную практику. Все конкретные решения приняты, задачи поставлены, их нужно выполнять.


Корр. «СБ»: Знакомясь со стенограммой сегодняшнего разговора, сотни тысяч наших читателей прочтут о том, насколько важна роль каждого человека в обеспечении национальной безопасности. Но у многих из них возникнет вопрос: а что лично мне даст реализация концепции?


Л.Мальцев: Забота о национальной безопасности уже дала весомые плоды, ее смог прочувствовать каждый. Вспомните, каким нестабильным было время в начале 90–х годов. Получив зарплату, человек бежал за покупками в магазин. Поскольку инфляция была такой, что завтра на эти деньги он мог уже купить на 20 процентов меньше товаров. Вспомните, в каком положении была промышленность, сельское хозяйство, сколько было безработных и какими были зарплаты и пенсии. И посмотрите на положение сейчас.


Мы создали за это короткое время базу продовольственной безопасности. Нам не грозит голод, хотя сегодня, в XXI веке, около миллиарда людей на планете голодают. Мы можем в спокойной обстановке работать, растить детей, строить жилье. Абсолютно не беспокоясь за свою жизнь, за будущее своих детей. Мир, стабильность, безопасность — вот что дает каждому из нас система национальной безопасности.


П.Якубович: Уважаемые коллеги, что бы вы хотели сказать в завершение нашего разговора?


Т.Миронова: Сегодня важно понимание обществом того, что решение демографических проблем является важным условием обеспечения национальной безопасности Беларуси. Что касается социальной сферы, то здесь главная задача — повышение качества жизни населения, обеспечение общественной безопасности, развитие духовно–нравственного и интеллектуального потенциала.


А.Заборовский: Повторюсь еще раз: для того чтобы обеспечить экономическую безопасность, нужно быть конкурентоспособным. Если посмотреть на мировой опыт модернизации экономик, а очень многие страны проходили через этот этап, то можно увидеть три главных фактора. Это партнерство государства и бизнеса, решительные структурные реформы и всенародная нацеленность на результат. Дух позитивных изменений — это очень важный движущий фактор экономического развития. Объявление нынешнего года Годом предприимчивости будет только способствовать этому. Нам нужна европейская производительность труда, соответственно и эффективность экономики. Но это все зависит от вклада каждого экономического агента и от каждого человека.


К.Бурак: Формирование в пределах наших государственных границ такой системы отношений, которая надежно обеспечивает незыблемость конституционного строя, гарантирует реализацию конституционных прав и свобод граждан, базируется на поддержании баланса интересов личности, общества и государства — это в общем–то и есть одна из основных задач обеспечения политической безопасности. Ключевое слово здесь — баланс.


Именно поэтому важнейшей особенностью новой редакции концепции выступает отсутствие того пресловутого знака равенства, который многими экспертами часто подразумевается или открыто ставится между понятиями государственной и политической безопасности. Фактическое содержание политической безопасности существенно шире.


Политическая безопасность включает в себя безопасность каждой личности и общества в целом, а также строгое соответствие политической жизни конституционным нормам. Заложенные в концепции принципы обеспечивают проведение внутренней и внешней политики, отвечающей национальным интересам. Закономерно в этом плане наличие в числе основных национальных интересов таких позиций, как обеспечение эффективного функционирования государственных институтов в интересах общества, достижение общественного консенсуса по ключевым вопросам общественного развития страны, развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей. Ну и, разумеется, эффективное противодействие коррупции.


С.Килин: Президент на четвертом Всебелорусском народном собрании сказал, что наукоемкость ВВП к 2015 году должна достичь трех процентов. Для того чтобы обеспечить этот рост, необходимо очень много работать. Нужна современная материально–техническая научная база, высокообразованные как опытные, так и молодые кадры.


Еще один важный компонент — это функционирование цепочки наука — производство — рынок. Каждый из указанных компонентов имеет свои критерии безопасности. В качестве основного критерия концепция выделяет инновационную восприимчивость белорусских производителей. Без этого будет очень сложно реализовать всю эту цепочку. Информационная и научная сферы сильно связаны между собой.


Мы здесь дискутировали о необходимости обеспечения электронной безопасности критически важных объектов. Это у нас уязвимое место, поскольку практически все электронные компоненты покупаются за рубежом. Если вы помните, в начале операции «Буря в пустыне» в Ираке вся электронная система страны была парализована в один момент, потому что контролировалась извне. Чтобы избежать подобного, нам нужно заниматься проектированием собственных электронных систем безопасности. И стоит оно не таких уж больших денег.


А.Шалухо: Обеспечение военной безопасности было, есть и будет важнейшей сферой деятельности государства. Вопросы в этой области, исходя из того, что заложено в новой редакции Концепции национальной безопасности, будут решаться комплексно. В первую очередь государство будет действовать невоенными средствами, укрепляя при этом свои собственные Вооруженные Силы. Будет продолжать выступать активным донором в различных системах международной безопасности. Будет и дальше укреплять сотрудничество с нашими традиционными союзниками и партнерами — Россией, странами ОДКБ и другими организациями, в том числе Евросоюзом и НАТО. Но, как было неоднократно подчеркнуто, только на равноправных условиях.


В.Рябоволов: Логика современной жизни предполагает увеличение роли и значения информационных технологий во всех областях жизни. Здесь я бы хотел остановиться на таких ключевых характеристиках, как реальность и материальность. Информационная сфера уже невиртуальная и неосязаемая, она вполне конкретная и реальная. И обладает экономическими характеристиками.


Сегодня стоит вопрос, чтобы передовые технологии, в первую очередь информационные, стали локомотивом развития нашего общества. Беларусь обделена полезными ископаемыми, но у нас есть один главный стратегический ресурс — это, несомненно, высокий интеллектуальный потенциал нашего народа. Задействовать этот потенциал сегодня — одна из основных наших целей. Стоит задача превратить эту экспортную отрасль экономики в информационную индустрию. Таким образом мы сможем положительно влиять на выравнивание торгового баланса. Задачу эту нужно решить в самые ближайшие годы.


А.Нароленков: В Китае информационная сфера дает примерно 10 процентов ВВП. Поэтому хотелось бы попросить журналистов, которые участвуют в этой дискуссии, поучаствовать и в реализации новой редакции Концепции национальной безопасности. Там записано, что особое внимание будет уделяться повышению качества, объема и конкурентоспособности национального контента, который призван занять доминирующее положение внутри страны, и его активному продвижению во внешнее информационное пространство.


П.Якубович: Спасибо всем участникам за содержательный разговор. Думаю, он получился. Хочу подчеркнуть, что обсуждаемый документ — Концепция национальной безопасности — прежде всего обращен к самому широкому спектру общественного мнения.


Политические критики могут сказать, что это некая квинтэссенция оборонной мысли, чуть ли не воплощение психологии осажденных в крепости. Отнюдь. Это документ крупного масштаба, обращенный прежде всего к каждому человеку. Полностью поддерживаю мысль Леонида Семеновича, что здесь речь не идет о каком–то обещании, о неких перспективах. Сегодня мы видим, что защищенность со стороны государства позволяет нам высвободить и ресурсный, и интеллектуальный, и культурный потенциал, чтобы социум мог быстрее двигаться вперед и развиваться. Добиваться тех целей, которые стоят перед каждым обществом, в том числе и нашим: быть достойно интегрированным в мировое сообщество, быть конкурентоспособным.


Я вот на что хотел бы обратить ваше внимание. Это документ оптимистический, предельно лаконичный, хотя достаточно сложный для восприятия и по содержанию, и по форме. Если суммировать, то это свод задач для каждого и одновременно для всех.


Благодарю всех участников за содержательный разговор и предоставляю заключительное слово Леониду Семеновичу Мальцеву.


Л.Мальцев: Этот документ действительно обращен к каждому из нас. В нем не консервируется какое–то определенное положение, а указывается направление движения. Нет у нас в достаточном количестве нефти, нет газа, в недрах не скрывается вся таблица Менделеева. Но и в подобных условиях ряд стран живет вполне успешно. Значит, и мы можем. А что толку, если недра полны богатствами, а общественной стабильности нет и в стране идет гражданская война? Наверное, не в богатствах этих дело? В СССР было все: и мощная армия, и самые богатые в мире запасы энергоресурсов и других полезных ископаемых. А государство это уже в прошлом.


Вот некоторые безапелляционно заявляют: мы должны выйти на европейские стандарты. Хорошо. А вы готовы выходить на пенсию в 67 лет, как в некоторых странах Европы? Хватит нам во всем равняться на чужие стандарты, пора придерживаться своих. Мы должны правильно оценивать все имеющиеся возможности, все ресурсы и максимально эффективно их использовать. И чтобы каждый человек, каждая общественная группа и общество в целом чувствовали себя комфортно. Важно понимать, что национальная безопасность касается каждого, а мир, стабильность — главные условия развития и страны, и личности, и общества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter