Созвездие Творцов. О мэтрах белорусского кинематографа, родившихся в апреле

Жизнь вне штампов

Под занавес года — 17 декабря — мы отметим 100-летие белорусского кино. Это не просто солидная круглая цифра. Она вобрала в себя массу ярких премьер, открытий, свершений. И конечно же, это целое созвездие творческих индивидуальностей, каждая из которых стала неотъемлемой частью векового калейдоскопа событий. Мы продолжаем рассказывать о представителях разных поколений, чья судьба пересеклась с белорусским кинематографом. На очереди — апрельские именинники.

Попытка фиксации

В эти апрельские дни нельзя не вспомнить замечательного кинематографиста, белорусского режиссера-документалиста Михаила Ждановского, ушедшего от нас в октябре 2023 года. 6 апреля мы отметим 85-летие со дня рождения Михаила Андреевича и увидим в эфире «Беларусь 3» выпуск программы «Кадры жизни» с его участием.

Выпускник ВГИКа, призер многочисленных кинофестивалей, Ждановский снимал не ради призов, а чтобы запечатлеть время и события, людей и правду, живущую в них. Среди его работ документальные фильмы «Королев я не играла», «Максим Танк», «Трень-брень», «Кардиограмма», «Во все дни», «Свеча на холме», «Семьдесят пятая осень Андрея Мдивани», «Маэстро Анисимов» и многие другие. Ждановский с одинаковым интересом и тактом относился и к народным артистам, и к простым жителям глубинки. Одна из его работ — «Дрисвяты: песня и судьба» — рассказывает о небольшом агрогородке в Браславском районе, о том, как вплетается в жизнь белорусов, в их радости и печали простая, но всегда искренняя народная песня.

Фото из архива «СБ»

Михаил Андреевич — лауреат Государственной премии Беларуси. Он снял более 50 картин на разные темы, и все эти работы объединяет пристальное внимание к внутреннему миру человека. Всю жизнь он нес в себе заряд «вгиковского братства». «ВГИК, помимо навыков профессии и особой атмосферы, дал мне ощущение, что кино — это понятие круглосуточное, это не только Украина, Беларусь или Армения, а весь мир», — говорил Ждановский. Он был очень требователен к самому себе, интересовался всем новым, переживал за завтрашний день белорусской документалистики и нашего кино.

В одном нашем разговоре Михаил Андреевич так формулировал свое кредо: «Документальное кино — это сформировавшаяся субкультура, и в ней, как и в любой другой, есть свои законы и задачи. Ведь в чем суть моей профессии? В том, что я не разыгрываю жизнь в павильоне, не пытаюсь ее повторить, а лишь следую за ней, наблюдаю, пытаюсь зафиксировать. Это предполагает совершенно особую методику общения с людьми. У меня нет актеров на площадке, только обычные люди, а они все разные и удивительные. Потому это всегда разговор о человеке».

Легкое дыхание

Спешим поздравить заслуженную артистку Беларуси Валерию Арланову, родившуюся 5 апреля. Сегодня на телеканале «Беларусь 3» — программа «Кадры жыцця» с ее участием. Эта замечательная белорусская актриса много лет успешно снимается в кино, выходит в разных, но всегда эмоционально наполненных, тонко выстроенных спектаклях Театра-студии киноактера. Мы любим ее и в классике, и в современных историях. Лера — «вещь в себе», всегда немного нездешняя, неземная, вне суеты и стереотипов.

Фото БЕЛТА

Для многих ее семейный и творческий союз с режиссером и худруком театра народным артистом Беларуси Александром Ефремовым — пример для подражания. Они всегда прекрасно дополняют и чувствуют друг друга, их гармоничный союз — один из самых ярких и многолетних в нашей творческой среде.

Валерия воплотила на сцене лучшие роли мирового репертуара — Элизу Дулиттл в «Пигмалионе», Эмилию Марти в «Средстве Макропулоса», Глафиру Алексеевну в «Волках и овцах», Елену Андреевну в «Дяде Ване». Зрители обожают комедии и мелодрамы с ее участием: «Женщины без границ», «В поисках истинного Я», «Безымянная звезда», «Тот самый Мюнхгаузен», «Легкой жизни никто не обещал»… Арланова умеет передать на сцене всю сложность и противоречивость своих героинь, в том числе и на экране. Она украсила собой фильмы и сериалы «Метанойя», «Пейзаж с тремя купальщицами», «Смерть и немного любви» (сериал «Каменская»), «Поводырь», «Подружка Осень», «Дунечка», «Вам — задание», «Соблазн», «Рифмуется с любовью», «Тяжелый песок», «Покушение», «Одинокий остров», «Верни меня», «Фламинго», «Лист ожидания» и другие.

Успешно сыграла актриса и в интересном режиссерском дебюте известного российского актера Александра Балуева «Отель». Фильм получил много наград на кинофестивалях. Валерия продолжает радовать нас своей красотой и талантом.

Женский взгляд

Талантливый белорусский оператор Татьяна Логинова 5 апреля отмечает юбилей. Завтра «Беларусь 3» покажет одну из ее работ — шедевр Валерия Рубинчика «Дикая охота короля Стаха», а также документальный фильм Сергея Катьера «Санеты памяці… Кінааператар Таццяна Логінава». За эту работу режиссер и продюсер Белтелерадиокомпании Сергей Катьер был награжден специальным дипломом жюри XXX МКФ «Золотой Витязь», который проходил в 2012 году в Севастополе.

Татьяна Логинова родилась в 1944 году в Москве, в 1971-м окончила ВГИК (курс Александра Гальперина и Маргариты Пилихиной). Тогда в игровом кино на студиях СССР кинооператорами работали всего четыре женщины. Логиновой довелось потрудиться на Северо-Кавказской студии хроникально-документальных фильмов. Государственную премию СССР она получила за узбекский фильм «Юность гения». И все же свои лучшие игровые и документальные фильмы сняла в Беларуси.

Фото из архива «СБ»

Среди ее операторских работ знаменитые ленты «Венок сонетов», «Знак беды», «Черный замок Ольшанский», телефильм «Ясь и Янина» с участием «Песняров», «Анастасия Слуцкая», «Око за око» и многие другие. Как оператор Татьяна Логинова сняла более 35 лент. Причем она не просто фиксировала картинку, а проживала историю вместе с героями, растворялась в них. Изобразительные изыски и визуальные поиски никогда не заслоняли в ее работах главного — тонкой внутренней работы людей в кадре, их переживаний и поисков в построении сложнейших драматических образов. Даже природу всегда снимала не как фон, а как отдельное действующее лицо истории.

О работе над «Дикой охотой короля Стаха» Логинова вспоминала в одном из интервью: «До этого я успела поработать с Рубинчиком на «Последнем лете детства», где недолго подменяла своего коллегу Марка Брауде. А вот «Венок сонетов» Валерий снимал вместе со мной. Фильм очень понравился и зрителям, и критикам, был отмечен призами. Получив право ставить «Дикую охоту короля Стаха», режиссер вновь предложил мне сотрудничество».

А вот автор повести Владимир Короткевич к женщине-оператору отнесся поначалу скептически: «Вместе с Рубинчиком и художником Александром Чертовичем мы ездили к нему домой во время написания литературного сценария. Короткевич жил в «писательском» доме напротив театра имени Янки Купалы. Ничем особо не запомнился, но, по-моему, иронически хихикал по поводу женщины-оператора, тогда это было редкостью».

В ТЕМУ

13 июня состоится общенациональная премьера новой киноленты Национальной киностудии «Беларусьфильм» — картины режиссера Ивана Павлова «Время вернуться». Фильм основан на реальных событиях и рассказывает об уникальной операции белорусских партизан, нашедших проход в тыл врага через непроходимое болото. Благодаря данным партизанской разведки на болоте была построена дорога-«лежневка», давшая важное тактическое преимущество советским войскам в ходе операции «Багратион». В картине снимались известные белорусские и российские актеры.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter