Жизнь в зеркале общественного мнения

Три четверти населения испытывают постоянное беспокойство из-за роста цен
Три четверти населения (76,7 процента) испытывают постоянное беспокойство из-за роста цен - таков один из результатов опроса, проведенного в апреле Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента.

У страха, конечно, глаза велики - в тех случаях, когда пугаются надуманного, несуществующего, мистического. Но и то верно, что смотреть правде в глаза - занятие не для слабонервных, а удел сильных. Вот почему можно без умолчания оценивать замеры настроений, бытующих среди нас с вами.

Мониторинг показал, что шкала тревожащих факторов выстроилась так.

Разумеется, социологи свои выводы оформили надлежащим мониторинговым слогом, к примеру: "обесценивание денежных сбережений населения" или "расслоение общества на бедных и богатых". Суть от этого не меняется: весной 2002 года зафиксированы негативные настроения, которых (по наблюдениям того же ИСПИ) не было в октябре - ноябре 2001 года.

В обойме наших озабоченностей практически всегда присутствовали недостаточная защищенность от криминала и рост стоимости жизни. Но сейчас позиция "цены" заняла первую строку и слово пульсирует так, как если бы было набрано красными литерами. "Зарплата" весь, считай, прошлый год то попадала в шкалу, то выпадала из нее - в зависимости от приливов и отливов денег в кассы. Теперь зафиксировалась на 3-м месте.

Собственно, анализ реальной ситуации каждый сделал в своей душе, в уме, в семье, в коллективе. То, что мы знали о себе, характерно и для большинства - вот в чем новость. Если говорить честно, то источник опасений насчет расслоения общества на богатых и бедных нам самим известен: начинается приватизация, а с нею просыпаются и "рыночные" фобии - запавшие в память в былые годы повальной дикой "прихватизации".

Если дела складываются далеко не блестяще, то сразу же, в силу славянской нашей ментальности, ребром встает вопрос: "Кто виноват?"

Вот в этом месте (если дочитаете) спросите жену, приятеля, прохожего: кто? Заранее знаю, что ответят: власть. Знаю не потому, что подсмотрела ответ в социологических табличках. Это у нас в характере, в традиции - в крови, наверное.

Итак, "проверим алгеброй" наметившуюся дисгармонию отношений электората и некоторых официальных структур.

Выдержка из сообщения

ИСПИ

: "Рейтинг популярности всех ветвей власти за последний год существенно снизился. Так, например, в прошлом году эффективной работу парламента считали 6,1 процента населения, в этом году - 1,8; правительства - соответственно 10,5 и 2,1; местных органов власти - 9,7 и 4,0. Причем наиболее негативно относятся к местным органам власти в Могилевской (1,1), Гомельской (1,8) и Минской (3,1) областях".

Итак, власть, может быть и старается, но недорабатывает...

Безусловно, с управленцев, с директорского корпуса - спрос особый, усиленный, сообразно их полномочиям и статусам. С них, кстати, довольно сурово и спросил в первую голову Президент, и это многие наблюдали, это у всех на слуху. Конечно, многое зависит от дисциплины, исполнительности и компетентности. И это должен понимать каждый...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter