Гостями новых серий проекта «Кадры жизни» на «Беларусь 3» станут Александр Ефремов и Ирина Еромкина

Жизнь других

В центре внимания ведущих Марины Драгиной и Сергея Катьера — известные белорусы, представители творческой интеллигенции, чья профессиональная жизнь тесно связана с судьбой страны. В понедельник на огонек в проект «Кадры жизни» заглянет известный режиссер народный артист Беларуси Александр Ефремов. Запись теплой беседы о белорусском кино, Театре-студии киноактера и, конечно, любимой женщине — актрисе Валерии Арлановой — увидим в эфире в 22:55. Чуть позже, 6 мая, в 23:50 студию популярной передачи посетит еще одна театральная звезда — прима Большого театра Беларуси народная артистка Ирина Еромкина. 

В 2021 году Александр Ефремов был выбран на должность председателя кинофестиваля «Лістапад».

Свой человек в театре и кино

Александр Ефремов — автор картин, которые любят. «Экзамен на директора» и «Наш человек в Сан-Ремо». «Поводырь» и «Дунечка». «Рифмуется с любовью» и (неожиданно!) «Снайпер: оружие возмездия». Но даже когда он снимает фильмы о войне, получается все равно о любви. «Потому что если ты делаешь кино, где рассказывается история красивого благородного человека, то и снимать нужно так, чтобы его полюбили другие», — говорит народный артист Беларуси.

Все свои картины и спектакли в Театре-студии киноактера Александр Васильевич называет любимыми. Но некоторые работы все же вспоминает с особенной теплотой и трепетом.

— В 1990-м вышла одна из моих любимых картин — «Наш человек в Сан-Ремо». Снимали в Витебске, Норильске, Сочи, даже в Болгарии. Мы все хотели сделать хорошее кино, но до конца не понимали, каким оно будет. В итоге фильм оказался очень успешным. При бюджете в 650 тысяч советских рублей в первый год проката он вернул 7 миллионов. Работа, к слову, шла чрезвычайно легко. На кураже, с песнями и танцами. Хотя Элем Климов мне как-то сказал: «Если материал тебе не сопротивляется, ищи это сопротивление. Только тогда все получится». Но, возможно, так получалось только у него. Потому что в моем случае все ровно наоборот: если картина снимается легко, она и получается лучше, — не скрывает народный артист Беларуси. 

После кино в его жизнь пришел театр. Хотя то время, начало 1990-х, Александр Ефремов вспоминать не любит: 

— Тяжелейшее было время. Развал Советского Союза, повсюду растерянность и разруха… Для людей жизнь резко поменялась, было много опустошенных, потерявших себя. И в моей профессии такие были. Да что там — я и сам был таким… Но театр меня спас. Нужно было много работать, возвращать зрителя, хотя перспективы казались не самыми радужными. Но мне как-то удалось обосноваться, выпустить первый спектакль «Миленький ты мой» с Владимиром Гостюхиным. Затем случился второй спектакль, третий… Сейчас вне театра я себя уже не представляю.

Всегда разная 

Трудно поверить, но в Большой театр Беларуси Ирина Еромкина пришла почти четверть века (!) назад. Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке», Спящая красавица и Маша из «Щелкунчика» — за эти годы артистка перетанцевала практически весь классический репертуар. И до сих пор без ее имени в афише не обходится ни одна премьера. Кажется, Ирине Еромкиной действительно подвластно все: любые образы, и классический балет, и современный. Впрочем, сама народная артистка Беларуси признается: главное в балете — это характер.

— Когда ты готовишь новую роль, то полностью в ней растворяешься, на некоторое время она становится самой любимой. В 2018-м, например, мы работали над спектаклем «Анастасия», и образ главной героини мне сразу стал близок. В то время в моей жизни были определенные трудности, мятущееся состояние, при котором я ощущала, что должна защищать себя и своих детей… Анастасию Слуцкую называли «белорусской Жанной д’Арк», а я говорила, что это «лилия на стальном стержне». Несмотря на внешнюю хрупкость, внутренне моя героиня очень сильная и смелая. Я ее понимаю, потому что знаю, как иногда необходимо вне зависимости от своего состояния собраться с силами, мобилизоваться и идти вперед, — делится Ирина Еромкина. 

Впрочем, ролей, которые на сопротивление, в репертуаре артистки тоже немало. Такой ролью, например, стала ее Анна Каренина в одноименном балете. 

— Сначала у меня были определенные внутренние сложности, потому что я совсем не похожа на Анну. Моя героиня — тонко чувствующая, слабая женщина, которая, поддавшись эмоциям, бросила сына ради новой любви. А для меня дети — моя основа, смысл жизни. Но я все равно оправдала Анну и позволила себе быть ею на сцене. В этом, кстати, и заключается прелесть нашей профессии.
Театр дает артисту возможность быть разным и испытать за два часа, пока длится спектакль, совершенно иные, не свойственные ему чувства и эмоции,
— уверяет артистка.

О чем еще мечтает, во что верит и чем живет прима Большого театра Беларуси? Узнаем в следующую субботу в 23:50.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter