Жизнь дороже, мужики!

Поехал человек с утра на рыбалку, отправился на середину озера, и вдруг в разгар клева резиновая лодка стала стремительно сдуваться... Как спастись в такой ситуации и можно ли вовсе ее избежать?

Почему  нет  техосмотра  для  велосипедов,  утюгов  и  соседа-пьяницы… 

Когда Иван Сидорович понял, что его резиновая лодка спускает воздух, он находился как раз посередине огромного озера. Под ним — девять  метров ледяной воды, а до берега еще добраться надо. Звать на помощь бесполезно — у берега никого. Холодной осенью, да еще в полной амуниции, вплавь не особенно разгонишься. Спасло заядлого рыбака только то, что лодка была двухкамерной — на одной камере он кое-как добрался до спасительной суши… 

Эту историю, приключившуюся пару лет назад с одним моим коллегой, я вспомнила, получив письмо из общественного объединения «БРИК», в котором состоят любители рыбной ловли. Активисты организации переслали в редакцию более тысячи подписей рыболовов, выступающих против ежегодного технического осмотра маломерных судов, принадлежащих на праве частной собственности гражданам Республики Беларусь. Хозяева надувных лодок, которые попадают в категорию маломерных судов, уверены, что мероприятия по техническому осмотру  этого типа судов не всегда являются эффективными, не повышают безопасность  людей на воде, создают сложности и дополнительные финансовые расходы для граждан. 

— В республике за рыболовами-любителями числится 53 тысячи лодок, — рассказывает координатор ОО «БРИК» по связям с общественностью и государственными структурами Антон Канин. — Но только 23 тысячи из них проходят техосмотр. Даже эта цифра указывает на неэффективность проводимой работы. Между тем тех­осмотр — процедура не сиюминутная, на нее придется потратить целый день. А результат, уверен, нулевой. Ведь даже новая лодка не застрахована от несчастного случая: она может лопнуть от того, что ее перекачаешь, или от долгого пребывания на солнце разойдется шов, или просто за корягу зацепишься… Никакой тех­осмотр всех этих моментов не предусмотрит. 

Справедливости ради оговорюсь, что позиции рыболовов-любителей по этому вопросу разошлись. 

«Полезность прохождения ТО вижу в том, что человек обязательно лишний раз проверит свое плав­средство на наличие проколов, осмотрит швы и так далее, чтобы инспектор ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам. Прим. авт.) не докопался... Хотя инспекторов интересует в основном наличие бортовых номеров. В прошлом году я проходил регистрацию и ТО. Инспектор сверял только заводской номер лодки на соответствие документальным. И его не волновало, что лодка была куплена и в эксплуатации с 1982 года. А ведь ей уже 24 года!» — пишет один из посетителей Интернет-форума ОО «БРИК». Другой Интернет-пользователь с ним не согласен: «Человек способен контролировать состояние своей лодки и хоть как-то влиять на собственную судьбу. В случае с лодкой его жизнь в его руках. Почему нет тех­осмотра для велосипедов, телевизоров, утюгов, лестниц, деревьев в городе, соседа-пьяницы с девятого этажа, регулярно выбрасывающего пустые бутылки из-под спиртного на улицу? Все это может нести людям смерть…» А вот еще одна точка зрения: «Многие сравнивают ТО резиновых лодок с техосмотром автомобилей. Мол, автомобилисты же не жалуются. Но здесь есть одна принципиальная разница. Дело в том, что ТО автомобиля не может провести квалифицированно большая часть водителей. А ТО лодки в состоянии провести самостоятельно любой рыболов, и он делает абсолютно все то же, что и инспектор, когда надувает лодку на водоеме перед началом эксплуатации. И вообще, есть вещи, которые гораздо более эффективны, чем ТО, — например, наличие спасжилета и соблюдение правил поведения на воде...» 

Если обобщить все претензии владельцев резиновых лодок, то в основном они сводятся к сомнениям относительно эффективности техосмотра. По словам тех, кто не раз проходил его, лодки при этом порой даже не надуваются. А ГИМС, хоть и берет деньги с рыболовов, не несет никакой ответственности за катастрофические последствия, если лодка успешно прошла техосмотр, но несчастье с ней все-таки случилось. Кроме того, уверяют владельцы лодок, их маломерные суда не являются средством передвижения повышенной опасности. Есть куда более небезопасные: велосипеды, снегоходы, квадрациклы, а еще доски для серфинга, парапланы и кайты. 

Тем не менее официальные лица уверены, что если техосмотр маломерных судов позволит спасти хотя бы одну человеческую жизнь, то он себя оправдывает. 

— Еще несколько лет назад статистика регистрировала в год 18 утоплений на тысячу лодок. Сегодня — всего одно. И это доказывает эффективность нашей работы, — констатирует председатель ОСВОДа Анатолий Голуб. — К тому же 7 тысяч рублей за технический осмотр в год — не такие уж большие деньги, ради которых стоит ломать копья. 

Однако, несмотря на это, вопрос об изменениях в правилах прохождения техосмотра плавсредств все же назрел. Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси разработало проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс внутреннего водного транспорта Беларуси. И изменения эти касаются как раз маломерных судов. Планируется, что лодки, выпущенные менее пяти лет назад, техосмотр проходить не будут. Владельцы пяти-, десятилетних судов должны будут проходить техосмотр раз в два года. Те же, у кого лодка старше десяти лет, — ежегодно. Правда, рыбаков и такой подход не очень устраивает — ведь у большинства из них далеко не новые суденышки. 

Представив себя на месте владельцев лодки, нетрудно понять их нежелание лишний раз тащить куда-то свое плавсредство, выстаивать в очередях и оформлять лишние документы. Правы они и тогда, когда говорят, что тонут-то люди в основном из-за алкоголя, а не из-за отсутствия штампика о прохождении ТО, который не может гарантировать безопасность на воде. Ведь даже если инспектор на тех­осмотре лодку забракует, то никто не поручится, что человек не станет ее использовать. С другой стороны, вопросы безопасности все же должны выходить на первое место. 

Я, честно признаюсь, не рыбак, но понимаю, что лучше уж перестраховаться, чем недосмотреть. Мне, к примеру, иногда тоже не хочется стоять на переходе перед красным сигналом светофора, когда опаздываю на работу, а в обозримой близости нет ни одной машины, но… жизнь-то дороже…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter