Жизнь без опасности

На вопросы корреспондента "РИА-Новости" отвечает первый заместитель секретаря Совета безопасности России Владислав ШЕРСТЮК.
На вопросы корреспондента "РИА-Новости" отвечает первый заместитель секретаря Совета безопасности России Владислав ШЕРСТЮК.

- Владислав Петрович, в последнее время появилось немало сообщений, что Россия будто бы изменила свое отношение к государствам СНГ и сосредоточила свое внимание на западном векторе. Так ли это?

- Вовсе нет. Отношения с ближним зарубежьем, как у нас зачастую именуют страны СНГ, по-прежнему относятся к числу российских внешнеполитических приоритетов. Ведь эти отношения играют далеко не последнюю роль в деле обеспечения безопасности как России, так и окружающих ее государств. Подчеркну, речь идет именно о взаимной безопасности, а не об односторонних преимуществах для той или иной стороны.

Другой вопрос, что Россия вовсе не стремится кого бы то ни было принуждать к сотрудничеству. Насильно, как говорится, мил не будешь. В этом плане следует признать, что за истекший год действительно произошло определенное переосмысление основных направлений российской политики в СНГ. Отправной точкой для этого стал вывод о том, что ускоренное развитие Содружества в полноценное интеграционное объединение во всеобъемлющем масштабе в ближайшей перспективе вряд ли возможно.

Как отмечал, выступая недавно на международном форуме в Мюнхене секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, именно это и поставило нас перед дилеммой - продолжать ли рассматривать интеграцию на постсоветском пространстве как абсолютную ценность, оправдывающую едва ли не любые затраты и уступки партнерам, либо перейти к более трезвому и прагматичному курсу. В результате выбор был сделан в пользу преимущественного развития двусторонних отношений со странами СНГ. Именно в сочетании общеинтеграционных устремлений с активизацией двусторонних связей и заключается суть обновленной модели поведения России в рамках СНГ. В этом основа многоуровневой и разноскоростной интеграции. Любое взаимодействие должно быть взаимовыгодным, иначе оно может породить новые противоречия. С пониманием и без ревности относясь к более сдержанной в этом вопросе позиции ряда лидеров стран СНГ, мы развиваем более тесное сотрудничество с теми из партнеров, кто проявляет соответствующую готовность.

- Вы имеете в виду Беларусь?

- Совершенно справедливо. Из всех стран СНГ с Беларусью у России наиболее тесные отношения практически во всех областях. Новым символом исторического единства наших народов стал Договор о создании Союзного государства, отвечающего национальным интересам и России, и Беларуси, интересам подавляющего большинства населения обеих стран.

Особая сфера нашего внимания в становлении Союзного государства - обеспечение обороны и безопасности, охрана общих границ, налаживание эффективного взаимодействия силовых структур двух стран. Напомню, что в рамках союза Беларуси и России созданы и достаточно эффективно работают Пограничный комитет, Комитет по вопросам безопасности и Таможенный комитет. Регулярно проводятся совместные заседания коллегий министерств обороны двух стран, органов безопасности, министерств внутренних дел, юстиции, генеральных прокуратур. Осуществляется ряд совместных программ в интересах укрепления обороноспособности и безопасности союза. Достаточно эффективно развиваются контакты и по линии советов безопасности обеих стран.

- Кстати говоря, недавно издающаяся в Минске "Белорусская газета" опубликовала статью, в которой речь шла о неких секретных действиях российских спецслужб в нашей стране... Думается, такой "чуткий" орган, как Совбез России, обратил на публикацию внимание...

- Безусловно, я видел эту публикацию. Написано увлекательно, настоящий шпионский роман. Правда, в жизни все куда прозаичнее. И поэтому любителей сенсаций должен разочаровать - нет в нашем Совете безопасности никакого "влиятельного центра, работающего по Беларуси". Российский Совет безопасности не занимался и не занимается "информационным наполнением российско-белорусских кулуаров". Естественно, не было и никакого "спецпомощника Иванова", который будто бы приезжал в Минск для того, чтобы лично передать некий "пакет пожеланий" для "всех знаковых топ-персон Беларуси".

- А как обстоит дело в действительности? Поддерживает ли российский Совет безопасности контакты с белорусскими коллегами?

- Разумеется, да. Но это вовсе не закулисное, а вполне открытое взаимовыгодное сотрудничество в интересах упрочения безопасности России и Беларуси. Осенью 1998 года был подписан Протокол о сотрудничестве между Советом безопасности Российской Федерации и Советом безопасности Республики Беларусь, который определил основные направления взаимодействия советов безопасности обеих стран. Они были конкретизированы утвержденным год назад планом сотрудничества между аппаратами советов безопасности двух государств.

В рамках этого сотрудничества организован совместный контроль за выполнением ряда положений Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года в различных сферах. В каких именно? Например, в сфере экономической безопасности, осуществления совместной политики в области военного строительства, обороны и военно-технического сотрудничества, в сфере информационной безопасности, проведения единой пограничной политики, совместной деятельности правоохранительных органов и специальных служб. Сюда же следует отнести борьбу с международным терроризмом и иными формами экстремизма.

Короче говоря, мы стараемся совместными усилиями сделать все возможное в интересах обеспечения надежной безопасности личности, общества и государства в наших странах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter