Живая коллекция

В 2010 году Национальный художественный музей покажет Ван Гога

В 2010 году Национальный художественный музей покажет Ван Гога


Вы заметили, что традиционно ленивое летнее затишье в нашей культурной жизни так и не наступило? Будоражащие новости появляются чуть ли не ежедневно, причем в большинстве своем — из одного источника. Национальный художественный музей без устали подкидывает сенсацию за сенсацией... И хотя потом зачастую оказывается, что та или иная неожиданная информация — побочный продукт бурной фантазии нашего брата–журналиста, директор музея Владимир Прокопцов опровергать очередную небывальщину не спешит. Разумеется, если она покажется ему достаточно конструктивной. И тогда из разряда слухов газетная сенсация вскоре переходит совершенно в иную плоскость — реальную.


Вообще, редкий чиновник настолько близок к народу, как этот. Не обратить внимание на буйную шевелюру Прокопцова в метро совершенно невозможно — не только потому, что человеку такого роста вообще сложно остаться незамеченным, но и под землю он спускается вместе с нами не раз и не два за день. Так что не будет преувеличением, если я скажу, что часть идей по дальнейшему преобразованию своего храма культуры в музей живой, открытый, настоящий культурный центр Владимир Иванович черпает буквально из гущи народной. Впрочем, и своих небанальных мыслей по этому поводу у него наберется не один десяток.


Заглянув сюда с целью проверки новой порции слухов (к слову, за час до начала рабочего дня у большинства наших граждан), я застала Прокопцова за весьма горячим обсуждением нового проекта со своими сотрудниками. Пару раз в разговоре проскользнуло упоминание о «Ночи музеев»...


Креатив для младенцев


— Неужели уже сейчас вы, Владимир Иванович, начинаете готовиться к «Ночи музеев»? Это же, если не ошибаюсь, майская акция — не рано ли?


— Это будет совсем другая ночь, эксперимент! В последний раз, когда мы ее проводили, человек 500 в музей не попали — пришли к часу ночи, когда мы уже закрывались. Хотя и без того за 5 часов своей ночной работы музей заработал 8 миллионов рублей — это наша примерная выручка за 4 дня.


— При том, что любой мог попасть на выставки бесплатно, — всего–то надо было что нарядиться в белое?..


— Ну да, и очень многие подключились к предложенной игре... Но было немало и таких, кто остался разочарован, — ночь–то получилась довольно условной. Однако уже 13 сентября по случаю Дня города наш музей будет работать действительно до утра — до 4, а может, даже до 5 часов. Все решено и согласовано... В прошлую субботу в музей зашел вице–мэр Минска Михаил Сергеевич Титенков — посмотреть выставку, ну я и предложил ему выпить по чашке чая...


— Зеленого?


— Да, зеленого — кофе мы оба не


пьем... Так вот, ему эта идея тоже показалась перспективной — в Минске ведь и правда маловато креатива, событий, способных по–хорошему взбудоражить людей. Хотя творческий потенциал у города солидный — думаю, к этой акции вполне можно подключить и музыкальные школы, школы искусств... То есть я хочу, чтобы это был именно креатив. Не гламур, не аттракцион с бесплатной раздачей каши и сувениров, а хороший такой творческий позитив. Как для людей старшего возраста, так и для молодежи.


— Вроде ваших, по–моему, уже традиционных спецпрограмм для семейных пар и молодоженов?


— Теперь мы планируем разработать еще и семейную интерактивную экскурсию для родителей с грудными детьми — идею, кстати, предложил один из студентов университета культуры и искусств, сотрудничающий с нашим музеем. Года 3 назад, кстати, мы провели несколько похожих акций для будущих мам.


— Интересно было бы узнать, как повлияли эти экскурсии на родившихся младенцев?


— Да, действительно... Какую любопытную идею вы мне подсказали! Пожалуй, этот проект стоило бы воплотить в жизнь. Собрать группу беременных женщин (после они будут приходить сюда уже с малышами, естественно, бесплатно) и в течение нескольких лет проследить, как искусство влияет на развитие ребенка. Думаю, проблем с желающими поучаствовать в таком эксперименте не возникнет — не зря же будущим матерям издавна советовали любоваться на прекрасное.


Спасение ценностей


— Сейчас в Национальном художественном музее проходят сразу три уникальные выставки — я имею в виду слуцкие пояса, живопись Пиросмани и керамику Пикассо. Для многих минчан, кстати, стало откровением, что в коллекции нашего музея, оказывается, есть керамика, созданная самим Пабло Пикассо. Много ли еще таких сюрпризов в вашем директорском рукаве?


— Да, действительно, эту керамику — 38 произведений — почти полвека назад нам подарила наша землячка Надя Леже, вдова известного художника Фернана Леже, которая была очень дружна с Пикассо. И у меня есть основания обещать, что таких открытий нашим посетителям предстоит немало. Есть у нас и никому не известные шедевры, требующие реставрации, — в основном это иконы, портреты и алтарная живопись, найденные специалистами музея в экспедициях. К слову, уже в следующем году, когда музей будет отмечать свое 70–летие, откроется выставка «Спасенные ценности», которую наши реставраторы готовили много лет, возвратив к жизни множество бесценных произведений искусства. Опять же «Третьяковка» в 2009 году собирается привезти в Минск свою новую выставку «Крестьянский мир в творчестве русских художников XIX — начала ХХ века». Есть конкретные договоренности с Эрмитажем... А совсем скоро — 29 сентября — в наш музей переедет потрясающая белорусско–российско–украинская выставка икон, посвященная 1020-летию Крещения братских славянских народов, открывшаяся недавно в Москве. Это действительно невероятный проект — одновременно иконы наших трех стран никогда раньше не выставлялись, многие экспонаты были тайной даже для моих коллег.


— Да и такой масштабной выставки слуцких поясов из коллекции российского Государственного исторического музея у вас также еще не было... Но эти раритеты, насколько мне известно, будут демонстрироваться здесь только год. И уже развернулась нешуточная дискуссия — даже на интернет–форумах вовсю обсуждают, на какие из своих экспонатов наш музей мог бы обменять эти пояса, чтобы получить их в свое постоянное владение...


— Конечно, этот вопрос для нас очень актуальный. Скажем, в нашем музее есть неплохая коллекция радзивилловских портретов, в том числе — портрет основателя Слуцкой мануфактуры Михала Казимира Радзивилла. Логично, чтобы в музейной экспозиции имелось еще хотя бы три пояса, созданных в Слуцке. Реставрируются Мирский и Несвижский замки — наверняка они также не отказались бы украсить свою коллекцию слуцкими поясами. И если российская сторона все–таки согласится их на что–либо обменять, это может быть эмигрантская библиотека Тургенева или, как предлагают зарубежные специалисты, Евангелие, на котором венчался Пушкин. Кто–то из журналистов приписал мне слова, будто я предлагал обменять пояса на одну из картин Шишкина... В общем–то я уже свыкся с этой мыслью — почему бы и нет, если у нас более 10 его работ?


— А еще мои коллеги горячо (и часто не без иронии) обсуждают ваше предложение вывесить в Несвижском замке не подлинники, а копии известных портретов Радзивиллов. Мол, пристало ли Прокопцову так жадничать, когда музейных площадей у него хватает лишь на то, чтобы выставить считанные проценты от обширной коллекции своего музея?


— Видите ли, эти портреты претерпели изрядную реставрацию и теперь размещены в наших новых залах с постоянным климат–контролем. Такие старые картины — они же совсем как пожилые люди, менять температурный режим для них очень опасно! Но в Несвиже нет подходящих для них условий... Видите ли, можно сделать такие высококлассные копии, что только специалисты обнаружат «подлог». Это не просто какие–то мои личные амбиции. Сегодня руководство страны очень жестко (и, на мой взгляд, очень правильно) ставит вопрос о сохранности культурного наследия. А я, извините, на службе, и это я отвечаю за коллекцию Национального художественного музея. И гарантирую ее сохранность.


Концепция XXI века


— Через сколько же лет в нашем Национальном художественном музее будет выставлена вся его коллекция?


— Одновременно вся коллекция не может быть выставлена никогда — это около 30 тысяч экспонатов! Собственно, все большие музеи мира, обладающие солидными коллекциями искусства, выставляют максимум 10 процентов своих фондов. Больше и не нужно. Во–первых, работы должны меняться. Не только для того, чтобы интриговать посетителей, — некоторые картины болеют, их нужно реставрировать... Конечно, у нашего музея есть перспективы, он развивается. Лет через 15, когда, надеюсь, здесь возникнет целый музейный квартал, единый музейный комплекс, мы также сможем выставить десятую часть своей коллекции. Во внутреннем дворике откроется галерея скульптуры. Расширятся возможности и для современных художников. Для туристов даже появится кафе... То есть со временем здесь будет совершенно другой музей — с концепцией и технологиями XXI века.


— Но ведь несколько таких залов с использованием самых передовых технологий для самых капризных произведений искусства у вас уже есть. И если еще недавно можно было даже не мечтать увидеть в Минске выставку Ван Гога, теперь...


— Теперь я могу вам это обещать. В 2010 году в Национальном художественном музее откроется выставка импрессионистов — наш совместный проект с французским посольством.


Искусство — бесконечно


— В августе вы отметите двойной юбилей...


— Ну да, 55 лет со дня рождения и 10 лет на посту директора Национального художественного музея. По этому случаю 8 августа в 8 утра приглашаю вас на открытие своей выставки — в течение 8 дней 8 часов и 8 минут в музее будут демонстрироваться 8 работ, созданные мной за последние 8 лет. Сейчас как раз заканчиваю последнюю.


— Восьмерка означает для вас что–то еще, кроме даты рождения?


— Конечно. Восьмерка — это же знак бесконечности! А музей — зримое воплощение бесконечности...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter